Общие моменты
Особенностью фар с линзами является то, что поток света «разрезается», за счет чего происходит корректировка направления. Лучи проходят только по горизонту, а по-вертикали не пропускаются.
Конструкция фар с линзами состоит из отдельных блоков. Это:
- непосредственно фара;
- отражатель;
- ксеноновая лампа.
Линза используется для фокусировки пучка света прямо на дорогу, и это является основной ее функцией. Свидетельство о регистрации транспортного средства? Использование фар без линз считается незаконным.
Чтобы пучок света был разрезан строго по вертикали, используются специальные магнитные «шторки». Возможна установка автоматической регулировки фар.
Первоначальные данные
Водители прибегают к подобным хитростям для того, чтобы улучшить внешний вид машины и ее характеристики, или же, чтобы добиться качественного освещения.
Плюсы использования линзованных фар:
- повышение заводских характеристик транспортного средства;
- улучшение внешнего вида, «тюнинг» машины;
- высокая функциональность и долговечность.
Однако, следует учесть, что существуют и минусы. Установка линз с ксеноновыми лампами в кустарных условиях считается незаконной.
После того, как лампы установлены, их требуется правильно отрегулировать. Доверять работу по установке фар и линз следует опытному мастеру в автосервисе.
Для чего его ставят
К установке ксеноновых ламп водители прибегают по нескольким причинам:
Для тюнинга транспортного средства | Ксеноновые фары смотрятся красиво, а при установке линз можно получить эффект «ангельских глаз» — вокруг линзы устанавливается ободок из светодиодов. При этом следует отметить, что возможен тюнинг с использованием галогенных ламп |
Улучшение светового потока | Линзы могут быть установлены вместе с ксеноновыми лампами. Как правило, установка осуществляется на специальных ремонтных станциях, имеющих сертификат. Ксеноновые лампы поставляются в комплекте с линзами |
Заводские установки и замена ламп | На некоторых моделях авто линзы с лампами устанавливаются на заводе в штатном порядке. Как правило, данные модели машин стоят весьма дорого, как и отдельная комплектация для них. Фары в современных автомобилях являются отдельными компьютерными системами, имеющими множество функций — освещение поворотов, изменение угла освещения |
Основная причина, по которой водители прибегают к установке ламп — тюнинг, улучшение внешнего вид автомобиля.
Однако, если требуется только тюнинг, установить линзы на автомобиле можно и на галогенные лампы. Световой поток в данном случае не улучшается.
Зачастую водители ставят линзы с «глазами ангела». Следует учитывать, что линзированная оптика, это не только украшение автомобиля. Ставить лампы с линзами нужно для улучшения каких-либо характеристик.
Мастера автосервиса предлагают выбор — установка линз с галогеном или ксеноном. Наиболее предпочтительным является второй вариант по причине того, что свечение ксеноновых ламп более сильное, в особенности, если используется фара с отражателем.
Кроме того, на заводских машинах чаще всего ставят галогенные лампы с линзами, что позволяет сфокусировать пучки света.
Для установки линз требуется серьезное оборудование. Кроме самих линз в фаре должны стоять датчики, работа которых позволяет автоматически скорректировать угол света.
Это требование безопасности, и нарушение его сопоставимо с нарушением закона и ПДД. Данное оборудование весьма дорогостоящее, поэтому используется только в авто с максимальной комплектацией.
Чем регулируется
Сотрудник ГИБДД имеет право снять такие фары, а у водителя возникнут проблемы при прохождении технического осмотра.
Чтобы получить разрешение на установку фар, следует обратиться в сертифицированную организацию. При этом следует учесть, что может потребоваться разрешение от ГИБДД и полная замена фар.
Нормативные акты:
- Правила ЕЭК ООН № 99.
- Кодекс об административных правонарушениях — ФЗ № 195. Статья 12.5.
- ГОСТ стандарт Р.41.99 — 99.
- Разъяснения Департамента по обеспечению безопасности дорожного движения от 20 февраля 2010 г. «Об использовании ксеноновых фар».
Данные нормативные акты применяются как водителями, так и сотрудниками ГИБДД, осуществляющими проверку авто и изъятие фар.
Какое наказание ожидает водителей за незаконную установку
На сегодняшний день, в случае наступления административного правонарушения, вся ответственность по защите лежит на плечах собственника транспортного средства.
Получается, автовладельцу придётся доказывать свою невиновность и правомерность действий, а не гаишнику то, что водитель нарушил административный кодекс.
Сегодня нарушение в установке ксенонового освещения считается приравненным к неисправностям транспортного средства, при которых запрещается эксплуатация автомобиля (пункт 3.4 Глава 3 Перечень неисправностей ТС).
При самостоятельном установлении ксенонового оборудования в фары, которые не предназначены для этого, автовладелец привлекается к административной ответственности и лишается права на управление транспортным средством на срок от шести месяцев до года.
Причём инспекторами ДПС производится конфискация осветительных приборов, относящихся к ксенону (часть 3 статья 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Последний пункт, связанный с ответственностью автовладельцев, указывает на невозможность установки лампочек красного цвета или световозвращающих приспособлений того же оттенка на переднюю часть автомобиля (часть 1 статья 12.4 Кодекса об Административных правонарушениях РФ).
Такое нарушение предусматривает административную ответственность в виде наложения на автовладельца довольно крупного штрафа:
Для обычных граждан | составляет 3 тысячи рублей |
Для должностного лица | от 15 до 20 тысяч рублей |
Для юридического лица | от 400 до 500 тысяч рублей |
Для всех нарушителей, независимо от категории | предусмотрено изъятие осветительных приборов. (Федеральный Закон от 23 июня 2007 года за номером 116 и от 23 июля 2013 года за номером 196) |
для юридического лица от 400 до 500 тысяч рублей. Для всех нарушителей, независимо от категории, предусмотрено изъятие осветительных приборов. (Федеральный Закон от 22 июня 2007 года за номером 116 и от 23 июля 2013 года за номером 196).
Ответственность за нарушения
В последнее время сотрудники правоохранительных органов очень пристально следят за установленными в автомобилях фарами. Ксенон становится причиной страшных ДТП на дорогах, поэтому их нелегальная установка грозит серьезной ответственностью.
Многие водители предлагают сотрудникам ГИБДД взятки, чем еще больше усугубляют положение
Конечно, алчный инспектор может согласиться закрыть глаза на нарушение, увидев розовую купюру, но важно понимать, что дача взятки — это уголовно наказуемое деяние
Определить нарушение несложно, особенно в темное время суток, когда яркий белый свет хорошо освещает дорогу.
Согласно КоАП, за неправомерную установку ксенона предусмотрено два наказания:
- Лишение водительских прав на срок от 6 месяцев до 1 года.
- Конфискация оборудования, которое используется автовладельцем незаконно. Ксенон изымается у водителя и не подлежит возврату.
Не имеет значения, кто находился за рулем автомобиля — водитель, допущенный к управлению машину по ОСАГО или собственник.
Первый будет лишен удостоверения с конфискацией оборудования. Собственник сможет использовать автомобиль без ограничений при условии замены ламп.
По закону, неправомерная установка галогена приравнивается к эксплуатации заведомо неисправного автомобиля. А это достаточно серьезное нарушение, за которое даже не предусмотрен штраф.
Инспекторы дорожной полиции вправе проверять правомерность установленных ксеноновых фар на любом участке дороги, где разрешена остановка. Водителя могут попросить открыть капот и даже снять фару.
Ситуация усложняется, если нелегально установленный ксенон привел к ДТП и человеческим жертвам. В этом случае водитель попадает под уголовную ответственность и лишается свободы на срок до 8 лет.
Доказать свою невиновность будет практически невозможно, поскольку в результате экспертизы станет ясно, что стало истинной причиной аварии.
В целом, ксенон имеет множество положительных сторон. Он выдает яркий, приятный глазу свет, улучшая видимость на дороге.
В остальных случаях использование таких фар считается нелегальным, за что предусмотрено наказание в виде лишения удостоверения.
Не стоит использовать ксенон там, где это недопустимо
Важно не только заботиться о себе, но и соблюдать правила безопасной езды на дорогах
Как узаконить ксенон на иномарку, рассказывается в статье: как узаконить ксенон.
Почему ксенон светит разным цветом, смотрите на странице.
Про установку ксенона в Москве узнайте из этой информации.
Об ответственности
Если открыть Кодекс об административных правонарушениях нашей страны, найти в нем статью 12.5, то там написано, что запрещается управлять любыми транспортными средствами, которые имеют неисправности, либо условия, при которых управлять транспортным средством нельзя.
При нарушении этой статьи водителя лишат прав на срок от полугода до года с конфискацией устройство и приборов.
Это достаточно строгое наказания за простую, хоть и очень яркую лампу в бампере. Однако если все складывается удачно, то можно получить лишь небольшой штраф по этой же статье, если обратиться к юристам.
Если установить ксенон в ПТФ нелегально, и при этом фара будет без соответствующей маркировки, то можно вполне законно лишиться прав. Однако практика показывает, что такие случаи — большая редкость.
Почему? Потому что такие лампы отследить и доказать очень трудно.
Противотуманные фары, в отличие от основного освещения, не считаются основным светом. Если вдруг инспекторы ДПС захотят проверить работу противотуманных фар, то можно вполне спокойно ответить, что они не работают и не включать фары – это не основный свет, и на такой машине можно ездить. Можно даже сказать что это не ксенон в ПТФ, закон это предусматривает.
Инспекторов очень редко интересуют ПТФ. Еще никто не видел инспекторов, которые бы стали проверять маркировку этих фар. Конечно, если попадается дотошный, то наказания не избежать. По приказу МВД от 22.12.14, который действует до конца 2020 года, ГИБДД больше не регистрирует никаких изменений в конструкцию авто. Больше никто не сможет внести хотя бы малейшую трансформацию. А те, кто поумнее и успели переделать противотуманные фары, могут ездить спокойно – они с сертификатом.
Ксенон в противотуманках: какие лампы устанавливать
Сразу отметим, при замене штатных ламп на газоразрядные нужно учитывать особенности и принцип работы самих ксеноновых лампочек
Также необходимо принимать во внимание особенности работы и целевое назначение самих ПТФ
Первое, принцип работы ксеноновых ламп основан на свечении инертного газа (газ ксенон) в результате воздействия электрической дуги. Газ закачан в стеклянную колбу под высоким давлением. Электрическую дугу создают высоковольтные импульсы, которые формирует специальный блок розжига.
При этом цветовая температура свечения ксеноновых ламп может отличаться. Например, можно встретить лампы 4300 К (ближе к солнечному свету 5000 К), 5000 K, 6000 К и т.д. В любом случае, галогенки имеют температуру не выше 2800 К. Что касается яркости свечения, ксенон имеет 3200 Лм, тогда как галогенки всего лишь 1450 Лм.
При этом важно понимать, что в ПТФ даже в случае с галогеном изначально стоят не такие мощные и яркие лампы, как в головном свете. Причина заключается в том, что основная задача противотуманок не состоит в дальности освещения дороги
Для ПТФ важно светить максимально низко, освещая дорогу перед автомобилем так, чтобы световой поток «стелился» по дороге и не поднимался выше 30-50 см.
На практике это означает, что для замены галогенок в туманках важно подбирать такие ксеноновые лампы, которые будут выдавать свечение, похожее не все тот же галоген. Оптимально по температуре свечения выбирать варианты около 3800К, которые будут давать «желтоватый» свет
В свою очередь, ставить яркие и мощные лампы с белым или голубым свечением не рекомендуется. В тумане такие лампы практически бесполезны.
Также добавим, что если есть такая возможность, ксенон в противотуманных фарах однозначно лучше ставить в линзу. Установка линз позволит качественно настроить ПТФ, избежать ослепления других водителей, а также получить четкий световой пучок, направленный исключительно на дорогу (без паразитных засветок).
Штраф за ксеноновые осветительные приборы
Таким образом штраф за ксенон в 2021 году не существует, есть только возможность стать пешеходом. Но почему инспектор может лишить прав за использование ксенона? С чем связанны такие жесткие меры? Давайте разберемся в чем причины запрета ксенона, не смотря на его огромную популярность среди водителей.
Внимание законодательство привлекло такое совпадение, что в автомобили с ксеноновыми лампами чаще всего врезаются встречные транспортные средства. И когда начали разбирательство, оказалось, что ксенон слепит водителей, и они не справляются с управлением
Ксеноновые осветительные приборы при этом в нашей стране не запрещены, но при условии, что они установлены на заводе производителем, а не самим автолюбителем в гараже. А всё потому что концерны производят установку ксенона в согласии со всеми стандартами и направление света регулируют специалисты, а не любители автомобильного тюнинга.
Поэтому если вы все-таки любите освещение такого рода, то узнайте, допустимо ли устанавливать его в вашу модель автомобиля, существуют ли модификации вашего автомобиля с ксеноновыми фарами. Если да, то вы можете установить такой тип освещение, тогда наказание за ксеноновые фары вам не грозит.
В суде вы можете доказать свою правоту и переквалифицировать дело в правонарушение по 1 части 12.5 статьи КоАП Российской Федерации, что позволит избежать лишения прав и тогда вас оштрафуют на 500 рублей, а не лишат возможности вождения автомобиля. Но для этого нужно правильно составить возражения в протоколе. Давайте разберемся в этом вопросе более подробно.
Наказание за ксенон
Сразу стоит отметить, что наказание может быть только при нарушении ПДД. В пункте 3.4, регламентирующем допуск транспортных средств к эксплуатации есть замечание, касающееся света. Оно указывает, что если на световых приборах нет рассеивателей или рассеиватели и лампы не соответствуют типу оборудования, эксплуатация ТС запрещена.
В фарах
Если инспектор ДПС обнаружил, что в фарах, рассчитанных под галоген, установлены ксеноновые лампы, то будет составлен протокол о нарушении. Но квалифицировать данное нарушение можно по-разному:
- Часть 1 статьи 12.5 Кодекса об административных нарушениях. За нарушение режима работы светового оборудования предусмотрен штраф – за ксенон или светодиодные лампы в фарах он составляет 500 рублей. Но чаще всего представители власти не используют этот пункт, хотя он подходит по характеру нарушения. Только отдельные инспекторы руководствуются этим вариантом при определении наказания.
- Часть 3 статьи 12.5 КоАП Запрещает использование авто с источниками света, не соответствующими техническому регламенту по допуску транспортных средств. В этом случае предусмотрено лишение прав за ксенон на срок от 6 до 12 месяцев. При этом все элементы, нарушающие Правила, должны быть конфискованы. Проще говоря, инспектор обязан изъять лампы и предоставить их во время судебного заседания в качестве доказательства.
Если в фаре нет линз, ксенон туда ставить нельзя.
Судебные решения практически всегда лишают водителя прав, при этом срок зависит от ситуации. Поэтому, если дело передано в суд, скорее всего последует лишение, прецеденты со штрафами очень редки и можно считать их исключением.
Видео-пояснение: Наказание за ксенон и светодиоды в 2021 году.
В противотуманках
Противотуманные фары – отдельный элемент, эксплуатация которого подчиняется общим правилам, касающимся светового оборудования. Поэтому особой разницы с основным светом нет. Если нарушение будет обнаружено и доказано, скорее всего последует судебное заседание и лишение права управления транспортным средством. В лучшем случае – штраф в 500 рублей.
Но обнаружить проблему на порядок сложнее, так как противотуманки используются далеко не всегда и определить наличие в них ксенона при нормальной регулировке бывает сложно. Многие галогенные лампочки с увеличенной яркостью светят ничуть не хуже. Поэтому, если хочется избежать проблем, не стоит включать противотуманные фары без надобности. А при покупке газоразрядных ламп выбирать варианты с желтоватым светом, они привлекают меньше внимания и намного эффективнее освещают дорогу в условиях плохой видимости.
Наказание за ксенон в противотуманках не отличается от стандартного.
Зачем устанавливают ксенон
Ксеноновые лампы – особый вид оборудования, отличающийся от галогенных вариантов, используемых на большинстве машин. Они штатно устанавливаются на многих современных моделях, но в этом случае конструкция фар отличается от обычной. Что касается причин установки, то чаще всего они такие:
- Яркость света увеличивается в 2-3 раза, а иногда и более. За счет этого повышается комфорт вождения и безопасность при движении как по городу, так и по трассе.
- Срок службы качественных лампочек составляет не менее 3 лет. Это больше, чем у стандартных, поэтому несмотря на большую цену за ксенон расходы получаются примерно одинаковыми.
Цветовая температура на порядок выше и приближена к естественному дневному свету. Это не только улучшает освещенность, но и снижает нагрузку на зрение водителя, что особенно заметно в долгой поездке. Видимость намного лучше, можно рассмотреть даже мелкие неровности на дороге, а пешеходов на обочине видно издалека.
- Ксенон более энергоэффективен. Если для розжига требуются большие затраты энергии (поэтому в конструкции всегда предусмотрен специальный блок), то во время работы потребление электричества ниже примерно в полтора-два раза.
- Лампы намного лучше переносят вибрацию. За счет блока розжига, контролирующего подачу электричества, скачки напряжения в бортовой сети не причиняют особого ущерба лампам. Даже при превышении напряжения срок службы ксенона не снижается, как у галогенных лампочек.
За счет того, что источники света при работе нагреваются намного меньше, отражатель и другие элементы конструкции служат дольше.
Рейтинг автомобильных ламп H4 головного света
Разрешено по ГОСТу
Главным условием при использовании осветительных приборов на транспортных средствах является соответствие конструкции источников светового луча типу фары.
Автотранспортные средства оснащаются следующими разновидностями фар, утвержденными Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и ГОСТом:
- С (ближний), R (дальний), СR (двухрежимный), где применяются галогеновые лампы, установка которых регулируется ГОСТ Р 41.112-2005;
- HC (ближний), HR (дальний), HCR (ближний+дальний), в которых, согласно ГОСТ Р 41.112-2005, должны устанавливаться галогеновые источники света;
- DC (ближний), DR (дальний), DCR (два режима) – предусмотрена установка газоразрядных ламп.
Фара маркируется несколькими обозначениями, включающими тип светового прибора, официальный код освидетельствования страны, разрешившей эксплуатацию. Для галогеновых лам предусмотрен знак «H», расположенный на цоколе или колбе. Газоразрядный тип маркируется буквой «D». В соответствии с ГОСТ Р 41.99-99, они используются в фарах категории DC, DR, DCR.
Производство ксеноновых фар предполагает использование линз, расположенных внутри прибора. Они обеспечивают фокусировку светового потока в одном направлении. Не имеет значения наличие биксенона или обычного ксенона. Принцип работы биксенона основан на изменении фокусного расстояния, способствующего переключению ближнего освещения на дальний с помощью дополнительного механизма.
Новые авто содержат линзованные фары, которые дополнены специальным оборудованием в соответствии с типом ТС. Дорогие комплектации у иномарок способствуют отслеживанию положения объектов на уровне поверхности земли. Водитель может сам поворачивать фару для обнаружения спереди или сбоку расположенного предмета.
В отечественных автомобилях, таких как модели ВАЗ 2107, семейство Самара (2114, 2115), Нива и в выпускающихся в 2022 году модификациях Калина, Гранта, Приора не предусмотрено использование ксенона. Поэтому данные типы авто не могут быть переоборудованы.
Иностранные производители оснащают машины штатным ксеноном, с определенной световой температурой. В большинстве случаев – это 4300 К, что позволяет разглядеть объекты в ночное время.
Популярные бюджетные автомобили зарубежного производства эксплуатируются без ксенона.
К ним относятся:
- Ланос;
- Лансер;
- Нексия;
- Солярис;
- Форд Фокус;
- Хонда;
- Шевроле.
Но некоторые ранее выпущенные модели распространенных марок снабжены заводским ксеноновым освещением.
Что нужно знать про регламенты режима работы ксеноновых фар
Тут все немного запутанно, давайте разберемся вместе. Монтаж ксенона в фары, не предназначенные для него, негативно сказывается на режиме их работы. Хоть аргументация ДОБДД не особо глубокая и дана общими словами о том, что установка ксенона влияет на некорректную работу рассеивателей и прочих элементов фары, доказать обратное вы вряд ли сможете.
Хотя, конечно, если углубиться в тему и изучить регламент Таможенного союза касательно безопасности транспортных средств, то найти какие-либо ограничения на режим работы, кроме того, что он должен быть постоянным или мерцающим для разного вида световых приборов, затруднительно. То есть, поворотники и аварийка могут мигать, ближний и дальний свет должны быть стабильны, и, пожалуй, на этом ограничения заканчиваются.
Ксенон, согласно такому описанию норм, получается, не запрещен, не зависимо от его цвета или режима работы фар. Помните об этом и аргументируйте при встрече с сотрудниками ГИБДД. Однако, как показывает практика, отстоять свои права возможно только в случае расхождения восприятия в цвете ксенона, а вот с режимом работы это вряд ли удастся. И то, если ваши фары не светятся, очевидно, синим.