Особенности светодиодного освещения музеев, выставок и галерей

Художественная подсветка музейных помещений

Превалирующее большинство музеев по всему миру, а также выставок и галерей приурочены изобразительному искусству. Поэтому для них самое большое значение имеет создание художественной подсветки.

Художественная выставка

В такой ситуации музейное освещение вынужденно искать компромисс между двумя диаметрально противоположными полюсами:

  • обеспечением сохранности выставочных объектов (например картин, которые под действием постоянного освещения могут терять свои краски и разрушаться);
  • эффектной демонстрацией шедевров.

Неправильное музейное освещение (сильное яркое, содержащее инфракрасное и ультрафиолетовое излучение) оказывает губительное воздействие на экспонаты, обладающие слабой светостойкостью. В результате они очень быстро теряют свой привлекательный внешний вид, а также ценность, что является абсолютно неприемлемым явлением для выставок и музеев.
Чтобы избежать такого негативного развития событий, существуют определенные требования для организации правильного художественного освещения. Такие требования включают в себя правильный подбор светового потока по следующим параметрам:

  • цветопередача. Правильно подобранная цветопередача источника света наилучшим образом сможет передать колористическое решение выставленных полотен или иных видов произведений искусства, а также смягчить временные нарушения, которые неминуемы для такого рода изделий;
  • мощность светового потока. Данный показатель может приводить к быстрому выгоранию полотен, а также их обесцвечиванию;
  • расстояние экспозиции от источника света. Постоянный и направленный световой поток способен нагревать освещаемую поверхность, что может привести опять же к порче красок и полотна.

Беря во внимание тот факт, что предметы художественного искусства приобретают свою ценность с течением времени, которое их же и разрушает, то создание музейного освещения такого рода требует высочайшего профессионализма, а также глубокого понимания в искусствознании и светотехнике. Только в такой ситуации будут соблюдены не только требования и нормы, приведенные с СНиПе, но и индивидуальные особенности каждого демонстрируемого на выставке предмета искусства.В данной ситуации мастерство светотехника и современное оборудование – главный залог успеха художественных музеев и выставок

Требования к осветительным приборам при организации внутренней и внешней подсветки

Правильно организованная подсветка детского сада внутри его помещений выполняется теми светильниками, которые будут:

  • иметь небольшие габариты;
  • создавать качественный световой поток, который дает способность четко различать даже малые объекты. В такой ситуации глаза детей будут пребывать в комфортном для них освещении;
  • давать равномерно распределенный свет, который способен защитить глаза детей от сильной яркости лампочки;

Подсветка в группе сада

наличие хорошей защиты осветительных приборов от механических повреждений, которые могут нанести дети во время игры.

Кроме этого еще одним важным аспектом выбора как источника света, так и осветительных приборов является экономичность в плане потребления энергии. Из-за этого сегодня все больше дошкольных учреждений переходят на светодиодное освещение, которое на данный момент признано самым экономичным. При этом оно полностью отвечает требованиям касательно создаваемого светового потока. Базовые типовые требования существуют и для осветительных приборов, применяемых для освещения наружной лестничной клетки и игровых площадок, а также прилежащей к саду территории. Здесь к светильникам предъявляются такие требования:

  • создание равномерного освещения, которое способно осветить всю территорию игоревой площадки;
  • наличие высокого класса влагозащищенности (не ниже 54 IP);
  • повышенная защита грязевых и пылевых наслоений;
  • дополнительная защита от повреждений механического плана, которые могут нанести как дети, так и погодные условия (сильный ветер, град, снег, паление обломанных ветвей и т.п.).

Наружное освещение садика

Стоит обозначить, что в организации наружного освещения следует быть таким же внимательным, что при создании подсветки для внутренних помещений детского сада.

Лампочки для светильника художника

Какие лампы выбрать для светильника? Здесь нужно ориентировать на следующие параметры:

температура света

световой поток

индекс цветопередачи

Температура света измеряется в кельвинах. На сегодняшний день наибольшее
распространение получили лампы с диапазонами от 2700К до 6500К.

Цветовая температура — это самый важный параметр для художника. Его
обязательно указывают на упаковке лампочки.

Стандартные лампы накаливания имеют температуру до 3000К. Они никак не
подходят для работы в мастерской.

Лучше всего использовать лампочки холодного цвета 5000-5500К. Это наиболее естественный белый оттенок, при котором комфортно рисовать.

Кто-то советует использовать лампы свыше 6000К. Однако они дают излишне
синеватый оттенок и будут искажать цвета.

Нормы экспонирования и хранения художественных экспонатов

Сегодня признано, что наилучшими условиями для демонстрации произведений изобразительного искусства является помещение, лишенное возможности естественного освещения. Это связно с тем, что солнечный свет несет в себе определенную долю ультрафиолетового излучения, которое пагубно влияет на состояние художественных полотен.

Закрытое от солнечного света музейное помещение

Но в тоже время в роли хранилищ таких изделий часто выступают исторически сложившиеся здания:

  • особняки;
  • дворцовые сооружения;
  • а иногда – вокзалы.

В ситуации, когда в помещениях все же имеются окна и рекомендуется плотно закрывать или зашторивать. При этом на стекла следует наклеить специальные пленки, способные на поглощение ультрафиолетового света. Но они не могут гарантировать стопроцентного эффекта защиты
Поэтому для музейных помещений и хранилищ предъявляются следующие требования:

  • жесткое соответствие новым нормам, которые в большинстве своем опираются на старые исследования;
  • создание светового потока с качественной цветопередачей;
  • высокая адаптируемость помещений к различным уровням естественного освещения;
  • устранение вредного воздействия создаваемого осветительными приборами вредного воздействия;
  • удобство и правильность размещения выставляемых экспозиций.

Только руководствуясь этими требованиями, можно создать оптимальное и качественное по своим техническим характеристикам музейное освещение.
При этом все осветительное оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ.

Нормы хранения и демонстрирования экспонатов

Ученые признают помещения, лишенные естественного света, лучшими для хранения и демонстрации произведений искусства. Главной причиной этого является ультрафиолетовое излучение, находящееся в солнечных лучах, которое, как мы помним, разрушает строение художественных объектов.

В роли хранилищ достояний изобразительного творчества выступают не только здания, специально построенные для музеев, но и:

  • особняки;
  • дворцы;
  • вокзалы.

Если в помещении окна все же есть и их не хочется закладывать кирпичами, рекомендовано плотно закрыть либо зашторить дополнительные источники света. Предварительно нужно заклеить их пленками, поглощающими ультрафиолет. Но даже такое сооружение не гарантирует абсолютной защиты.

По этой причине для музейных помещений выделены следующие особенности:

  • необходимость соблюдения новых норм, в большинстве опирающихся на старые исследования;
  • качественная цветопередача подсветки;
  • способность помещений адаптироваться к разным степеням натурального освещения;
  • отсутствие или уменьшение вредного воздействия осветительного оборудования;
  • правильное расположение светильников;
  • соответствие оборудования ГОСТу.

Как выбрать лампу светодиодную по техническим нормативам правильно

Продажа предоставляет широкий ассортимент светодиодных ламп для бытовых целей. В нем следует хорошо ориентироваться.

Для этого на упаковке производители указывают основные технические характеристики. Расскажу о них подробнее.

Но вам придется чуть вспомнить теорию.

Как устроена светодиодная лампа

В основе светильника работает светодиод, излучающий свет за счет прохождения электрического тока через полупроводниковый переход.

Он светится только при прохождении прямой полярности, а при обратной потушен.

Поэтому его всегда включают в цепи постоянного тока, а не переменного, где будет наблюдаться моргание из-за пауз, создаваемых отрицательными полугармониками.

Ниже показываю простенькую картинку, как устроена светодиодная лампа.

На ней вы видите:

  • цоколь для подключения к патрону;
  • драйвер питания;
  • цепочку из последовательно подключенных полупроводниковых переходов (светодиодных модулей).

Вот и все устройство. Ничего лишнего нет.

Какие бывают типы цоколя

Любая светодиодная лампа подключается к проводам вкручиванием в электрический патрон, а он может быть разным у светильников.Основные типы цоколя маркируются по диаметру резьбы и обозначаются: Е12, E14, Е27.

Для сравнения: тип цоколя Е27 массово используется в лампах накаливания.

Световая отдача

Это общий параметр для всех видов ламп. Он показывает, насколько эффективно источник преобразовывает приложенную электрическую мощность в световой поток.

За основу берется 1 ватт электроэнергии. Светодиоды, как видите, преобразуют его наиболее эффективно.

Дополнительно сравните их освещение по показателям ультрафиолетового и инфракрасного спектров, выделению тепла с другими популярными лампами.

Освещенность и яркость светодиодного светильника

Сила света измеряется хорошо запоминающейся единицей: это канделла (кд). Световой поток принято учитывать в телесном угле: 1 стерадиан.

Единица измерения светового потока 1 люкс, а освещенности —1 люмен. Их взаимосвязи я нарисовал формулами на поясняющих картинках.

Цветовая температура

Человеческий глаз не одинаково воспринимает цветовой спектр, а он определяется длиной волны электромагнитного колебания.

Медики оценивают его по тонизирующему (раздражающему) и успокаивающему действию.

Поэтому цветовая температура ламп указывается на упаковке: она важна для здоровья и подбирается под конкретных людей.

Угол рассеивания света

Каждый светодиод светит узконаправленным лучом, а не во все стороны. Когда их собирают в общий светильник, то этот оптический недостаток стараются устранить конструкторскими мерами.

Наиболее распространены светодиодные лампы, создающие освещение под 30, 60, 90 угловых градусов.

Этот показатель учитывают дизайнеры в формировании интерьера или при создании различных рабочих зон в помещениях.

Помните, что с увеличением расстояния от светильника возможно проявление неравномерной освещенности за счет образования видимой пятнистости поверхности.

Степень защиты: что значит IP54 или IP65/66

Степень защиты IP (International Protection) — классификатор степеней защиты, регламентирующий проникновение посторонних объектов — пыли и воды в соответствии с международным стандартом ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013).

Обозначается она буквами IP и двумя цифрами, обозначающими степень защиты. Проникновение твердых механических предметов указывается первой цифрой, второй цифрой обозначается стойкость оборудования к воздействию жидкости. Чаще всего встречаются степени защиты IP20, IP23, IP44, IP54, IP65, IP66, IP68.

В нашем случае для светодиодных светильников промышленного освещения:

  • IP54 – светодиодный прибор может эксплуатироваться на улице, кроме мест прямого воздействия струй воды, а также в помещении с повышенной влажностью.
  • IP65 — может эксплуатироваться на улице в любых условиях: светильники могут быть подверженными атмосферным воздействиям без ущерба их функциональности.
  • IP66 — прибор полностью пыленепроницаем и защищен от прямых струй воды.

Коммуникационные особенности использования цифрового оборудования

Некоторые ведущие специалисты в области художественного оформления выставок и музееведения рассматривают музейную выставку как форму визуальной коммуникации <3>. Цель коммуникации достигается посредством музейных экспонатов и произведений искусства с помощью использования графической и письменной информации в форме текстовых панелей и этикетажа. Конечная цель должна состоять в передаче послания, которое несет в себе показ или выставка, на четком и точном визуальном и письменном языке, легко понятном на любом уровне или уровнях интерпретации, как в хорошей газете или журнале. Цифровые технологии, в свою очередь, также содействую выражению главной идеи выставки, передаче послания, расширению информационного поля музейного предмета и музейной экспозиции. Коммуникационный аспект подразумевает степень участия цифровых технологий в информационном обмене между экспозицией и посетителем музея. В данном случае можно выделить:

<3> См.: Херреман Я. Показ, экспонирование и выставки // Управление музеем: практическое руководство. Париж, 2004. С. 104.

  • демонстрационный тип (экспозиция – посетитель: происходит монолог, посетитель “читает” экспозицию). Примером может служить описанная выше экспозиция “Слава Зайцев. Жизнь = творчество”;
  • интерактивный тип (экспозиция – посетитель: происходит диалог, посетитель взаимодействует с экспозицией), иллюстрацией которого является экспозиционное пространство Государственного Дарвиновского музея.

Коммуникационный аспект наглядно иллюстрируют виртуальные музеи, ставшие довольно популярным видом сайта в начале XXI в. На наш взгляд, виртуальный музей как мультимедийный ресурс – этап развития сайта, на котором сайт из информационного звена перерастает в увлекательную систему, органично соединяющую в себе информацию и привлекательные для пользователя формы представления данной информации. Создание диалога с пользователем – именно та особенность, которая, на наш взгляд, отличает современные оригинальные виртуальные музеи. Существует ряд моделей, по которым разрабатываются виртуальные музеи: виртуальные каталоги (виртуальный музей спичечных этикеток: www.match.ru; виртуальный каталог икон: www.wco.ru/incons/; виртуальный музей авиации: www.russian.ru; виртуальная галерея современного искусства: www.art4.ru); виртуальный музей как образовательное пространство (интерактивные элементы сайта Метрополитен-музея в Нью-Йорке: www.metmuseum.org); виртуальный музей как демонстрация пространства реального музея (сайт Государственного Эрмитажа: www.hermitagemuseum.org); маркетинговая модель (виртуальный музей автопроизводителя Mazda: www.mazdausa.com).

Подводя итоги, отметим, что музейное пространство в XXI в. стало именно той сферой, в которой наблюдается творческий, оригинальный подход к использованию цифровых технологий. Согласимся с точкой зрения Т.П. Полякова о том, что “музей будущего” не сводится к виртуальному музею <4>. Однако современные тенденции развития музея ставят перспективы дальнейшей интеграции цифровых технологий в практику, как музейной экспозиции, так и других направлений музейной деятельности.

<4> См.: Поляков Т.П. Указ. соч. С. 218.

Перемены в освещении

Осветительное искусство не стоит на месте, и на смену старым галогенным лампам пришли светодиодные аналоги. Приверженцы LED-подсветки выделяют много преимуществ диодов над галогенными светильниками. Рассматривать все не обязательно, поэтому поговорим о главных доводах.

  • безопасность;
    За счет отсутствия тепла у светодиодов полотно не повредится, краски не выцветут, а картина не изменит свой вид, чего нельзя сказать о галогенных источниках. Проводились эксперименты над галогенным освещением, при котором за 2 часа выцвела фотография и расплавилась шоколадка.
  • экономичность;
    Диоды потребляют мало электроэнергии, что избавляет музей от нужды переплачивать за электричество.
  • увеличенные возможности цветового баланса.
    Галогенные лампы выделяют мало синего цвета, а RGB  светильник можно подстроить под любой экспонат.

У сторонников галогенов есть множество опровержений, которые мы тоже рассмотрим кратко. Суть заключается в высокой стоимости диодных светильников и отсутствии долгосрочного тестирования. Их доводы становятся абсурдными после детального изучения многих источников, где говорится лишь о тех преимуществах, которые мы назвали.

Цветопередача

Индекс цветопередачи показывает, насколько реалистично источник света передает исходные цвета предмета.

Чем выше этот параметр, тем лучше. Цветопередача светильника для художника должна максимально соответствовать дневному освещению.

Поэтому выбирайте лампы с коэффициентом цветопередачи CRI или Ra не ниже 90%.

Для профессиональной работы он должен быть 95-98%.

Благодаря этому вы сможете отчетливо видеть, контролировать и
корректировать цвета картины при работе.

Очень хорошо с этим справляются лампы дневного света:

Philips Master TL-D 90 Graphica 18-36W/950

Philips Master TL-D 90 De Luxe

OSRAM Сolor Proof T8 36W/950

Если не нашли именно такие марки, к примеру Philips Master TL-D 90 Graphica, говорят уже снята с производства и найти ее в обычном магазине практически невозможно, тогда ищите аналоги. В первую очередь смотрите на индекс.

Последние цифры 950-965 содержат в себе следующую информацию:

“9” – цветопередача ламп 90%

“50-65” – температура 5000-6500К

Для домашнего использования в обычной квартире их достаточно 4-х штук (по 36Вт). В мастерской такие светильники закрепляют как на потолке, так и на стенах.

“Желтые” обычные лампочки накаливания, которые мы используем для повседневного освещения, хоть и имеют хороший коэффициент цветопередачи, для художника не годятся.

Если вы при таком свете напишете картину, а потом вынесете на дневной свет или выставите в галерее, то неприятно удивитесь, как на ней изменились цвета.

Под обычной лампочкой в 2700К у вас получится избыток синих оттенков, так
как глаза будут автоматически пытаться компенсировать желтизну светового
потока.

Дополнительные требования к световому оформлению помещений дошкольных сооружений

Все оконные проемы детского садика обязаны быть оснащены:

регулируемыми солнцезащитными устройствами по типу жалюзи;
тканевыми шторами

Что важно — светлых тонов, сочетающихся со светлым оформлением помещения и мебели. Они должны размещаться в простенках тогда, когда в них нет необходимости.

Кроме этого на показатели освещенности способны оказывать значащее влияние краски и материалы, применяемые для внутренней отделки. Так, матовые поверхности способны создать определенный коэффициент отражения. При том, этот коэффициент будет различным для разных поверхностей:

  • для потолка он будет в диапазоне 0,7 — 0,8;
  • для пола — 0,3 — 0,5;
  • для стен — 0,5 — 0,6.

Внутренняя отделка групп в садике

Чтобы добиться требуемой отражающей способности поверхностей внутри помещений детского сада, необходимо оперировать правильными цветами:

  • для мебели (например, парты, столы, а также шкафы) следует выбирать цвета натурального дерева или отдавать предпочтение светло-зеленым оттенкам;
  • для стен в учебных помещениях подойдут такие оттенки и цвета, как голубой, розовый, зеленый, бежевый и желтый;
  • для дверей и оконных рам следует выбирать светлые тона. Лучшим решением будет белый цвет.
  • классные доски и другие поверхности, предназначенные для обучающих целей, должны иметь темно-коричневый или темно-зеленый цвет.

При такой цветовой гамме в любом помещении дошкольного заведения можно будет качественно организовать учебный процесс и добиться приемлемой подсветки всех комнат.

Как устанавливать светодиодные светильники в строительные конструкции

Монтаж и крепление осветительных приборов из светодиодов проводится теми же способами, что и для других ламп. Только современные инструменты и крепежные элементы немного упростили эту технологию.

В бытовом освещении используются два вида светильников:

  1. наружные: бра, люстры и им подобные;
  2. точечные, встроенные в натяжной, подвесной потолок или элементы мебели.

Как установить люстру на потолок просто и надежно

В советское время во всех многоэтажных зданиях строители сразу выводили провода к месту расположения будущего светильника и бетонировали для его подвески стальную проволоку.

Эффективного инструмента для обработки бетона тогда было мало. Использовали в основном шлямбур и молоток. Пробить отверстие ими в плите не просто. Крепление для люстры делали заранее.

Сейчас перфоратор есть у каждого мастера. Им отверстия для установки крепежных элементов пробиваются за доли минуты. Их делают двух видов:

  1. сквозные;
  2. на часть толщины плиты.

Первый тип отверстий используют для установки пластиковых дюбелей. В них вворачивают подготовленный крюк с резьбой или монтируют крепежную планку.

Этот способ подходит для относительно не тяжелых люстр и светильников.

Сквозные отверстия позволяют закрепить массивные предметы. Для этого с обратной стороны плиты устанавливают стопорную шайбу и завинчивают гайку.

Когда же доступ к месту работы ограничен, то используют установку крепежного элемента на поворотном механизме с осью вращения и одним или двумя фиксирующимися упорами.

Если используется натяжной или подвесной потолок, то установка люстры на нем выполняется с помощью монтажного переходника, служащего промежуточным элементом.

Этот переходник по высоте заполняет все пространство между декоративной поверхностью потолка и нижней плоскостью бетонной плиты. Он крепится любым доступным способом к базовой строительной конструкции, а на него уже непосредственно устанавливается люстра.

Если у вас деревянный дом, то работа упрощается: в продаже имеется большое количество готовых крюков с обычной резьбой для саморезов. Она позволяет ввернуть крепление сразу в балку. На этот крюк подвешивается люстра.

Как установить точечный светильник в натяжной потолок илиподвесной

Продажа предоставляет различные переходники, позволяющие устанавливать светодиодные светильники на определенном расстоянии от базовой поверхности строительной конструкции: его выбирают за основу отступа натяжного потолка.

Основная скоба крепится к бетонной плите саморезами с дюбелями, а регулировочная — фиксируется в ней контргайками или винтами вместе с патроном точечного светильника.

Такой узел регулирования позволяет очень точно совмещать рабочие плоскости светильника и ткани натяжного потолка.

Однако многие мастера предпочитают не покупать готовые переходники, а изготавливают их самостоятельно из крепежных элементов для сборки подвесных конструкций.

Две металлические пластины, определяющие высоту отступа натяжного или подвесного потолка, берутся с запасом по длине. Когда точечный светильник собран, эти пластины просто вгибают или растягивают по требуемому размеру.

Для подвесных потолков из гипсокартона и других подобных прочных материалов выпускаются специальные крепления светильников с пружинными защелками.

Их разводят руками в стороны, затем заводят светильник в подготовленное отверстие и отпускают. Защелки под действием пружин раздвигаются, фиксируют корпус точечного светильника в потолке.

Люстра светодиодная с пультом управления в дизайне комнаты

Если по внешнему виду она еще напоминает обычный светильник с традиционными лампами накаливания, то ее внутренняя конструкция отличается сложной электронной начинкой, состоящей из:

  1. встроенного радиоприемника и контроллера;
  1. выносного передатчика, установленного в пульте управления.

Пульт позволяет дистанционно включать или отключать свет, регулировать степень освещения комнаты на удалении от выключателя.

Производители специально шифруют радиосигналы дистанционного управления от передатчика пульта к приемнику люстры разными кодами. Это позволяет исключать случайные включения осветительных приборов посторонними командами, идущими от соседей в многоэтажных зданиях.

Однако в этом есть и неудобства. С ними я столкнулся, когда потребовался ремонт.

Дело в том, что в детскую комнату к внукам была куплена светодиодная люстра с пультом в форме бабочки, показанная на самой верхней картинке. Старший мальчик еще не ходил в школу, но очень любил показывать младшей сестренке различные световые эффекты.

Ей очень нравилось такое освещение. Оба получали массу положительных эмоций. Но, где-то через полгода интенсивных включений люстра перестала работать от пульта.

Мне пришлось заняться ее ремонтом, который свелся к покупке и замене контроллера и пульта управления, что я раньше описал отдельной статьей.

Работа по замене контроллера заняла не более получаса. Внуки были очень довольны, что она снова заработала.

Люстра светодиодная не нагревает окружающие предметы, как лампы накаливания. Она хорошо подходит для установки в натяжные потолки.

Однако при выборе ее конструкции я рекомендую обращать внимание на дизайн комнаты. Она должна:

  • подходить по цветовому интерьеру;
  • соответствовать размерами безопасному расположению по высоте потолка;
  • отвечать назначению помещения (не для коридора и прихожей);
  • подходить своей формой и конструкцией к дизайнерским решениям.

Например, дорогие люстры с хрустальными вставками выбирают для любителей классики, прямоугольные или круглые “таблетки” создаются под стиль модерн с невысокими потолками.

Набор цветовых оттенков, которые создают светодиоды, довольно обширен. Их следует учесть при создании интерьера:

желтые тона успокаивают, помогают расслабиться;
белые улучшают работоспособность;
красные стимулируют организм, обеспечивая тонизирующее воздействие;
зеленые усиливают внимание, необходимое для творческой деятельности;
голубые помогают расслабиться, снять напряжение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий