Обзор индикаторов короткого замыкания для ВЛ 6-10-35-110кв.

Изменение сопротивления

Определение межвитковое замыкание позволяет существенно упростить ремонтные работы. Чтобы качественно проверить мотор на факт сопротивления изоляции, опытные электрики активно используют мегометр с напряжением 500 В. Таким приспособлением можно безошибочно измерить сопротивление изоляции обмоток двигателя. Если электродвигатели обладают напряжением 12 В или 24 В, то без помощи тестера просто не обойтись. Изоляция таких обмоток не рассчитана на испытание под максимальным напряжением. Производитель всегда в паспорте к агрегату указывает оптимальное значение. Если тестирование показало, что сопротивление изоляции гораздо меньше оптимальных 20 Мом, то обмотки обязательно разъединяют и тщательно проверяют каждую по отдельности. Для собранного мотора показатель не должен быть ниже положенных 21 Мом. Если изделие долгое время пролежало в сыром месте, то перед эксплуатацией его обязательно просушивают в течение нескольких часов накальной лампой.

Выбор места установки ИКЗ на ВЛ

Выбор места установки является важной задачей, которая влияет на эффективность использования индикаторов короткого замыкания. При выборе места установки необходимо учитывать множество факторов: транспортную доступность, аварийность участков и другие факторы

ИКЗ необходимо устанавливать непосредственно на провод воздушной линии в пролете, 1-3 метра от опоры.


Рисунок 5 — Пример установки ИКЗ на ЛЭП

Используя 2 комплекта индикаторов, мы можем контролировать 1 участок сети без отпаек внутри него. Первый комплект устанавливается в начале контролируемого участка линии, второй комплект — в конце. Такая установка индикаторов дает возможность понять внутри контролируемого участка произошло КЗ или снаружи. Если снаружи, то можно понять слева или справа от контролируемого участка находится место повреждения. В случае, если контролируемый участок содержит отпайку, то необходима установка дополнительного комплекта, чтобы правильно определять путь протекания тока КЗ.

Рис. 6 — Принцип локализации точки КЗ в длинных линиях и в линиях с отпайками

Для рассматриваемой линии было использовано два комплекта индикаторов, поэтому контролируемый участок не должен содержать отпаек. Были рассмотрены два промежутка линии: с 1 по 129 опору и с 130 по 216 опору на линии А — Б. Исходя из опыта эксплуатации, наиболее проблемным участком с точки зрения транспортной доступности является участок с 118 по 178 опору. В этом диапазоне присутствует отпайка, которая находится на опоре 167, поэтому было необходимо сократить контролируемый участок. В результате были выбраны опоры для установки 118 и 167.

Для данной линии применяются индикаторы Horstmann Smart Navigator 2.0 HV.

Рис. 7 — Внешний вид ИКЗ Smart Navigator 2.0 HV для установки на ЛЭП

Индикатор межвиткового замыкания своими руками

Людям, которые часто занимаются ремонтом двигателей и трансформаторов, а также других устройств, где используются обмотки или катушки индуктивности, постоянно сталкиваются с необходимостью проверки их состояния и целостности.

Если обрыв можно определить с помощью даже самого примитивного тестера, то выявить межвитковое замыкание обмотки становится куда сложнее.

Итак, сегодня у нас индикатор межвиткового замыкания своими руками и его реальные тесты, поехали!

Прибор для проверки межвиткового замыкания – схема

Для определения межвиткового замыкания существуют специальные тестеры-пробники, в основе которых лежат различные физические явления. Схему одного из таких приборов мы уже рассматривали ранее.

Но сегодня у нас более экзотическая схема, которая описывалась в журнале «Радиоконструктор 03/2007 стр. 17″.

Такой прибор способен автоматически определить, есть ли в обмотке обрыв, или выявить межвитковое замыкание.

В основе этого индикатора лежит принцип самоиндукции. На тестируемую катушку подаются импульсы звуковой частоты.

Генератор импульсов собран на VT1-VT2, а частота его зависит от C1-C2 (должна быть в звуковом диапазоне).

Транзисторы VT3-VT4 развязывают генератор от тестируемой катушки и обеспечивают необходимое значение импульсов тока, которые подаются на катушку.

Если катушка исправна, на ее выводах появятся импульсы обратной полярности. Диод D1 выделяет эти импульсы самоиндукции тестируемой катушки и подает их к базе VT5. Транзисторы VT5-VT6 усиливают импульсы самоиндукции и подают усиленный сигнал на динамик Гр.1.

Если в катушке есть межвитковое замыкание – ее индуктивность сильно падает, ЭДС самоиндукции будет иметь незначительную величину, недостаточную для открытия VT5 и звучания динамик Гр.1.

Когда в катушке есть обрыв – горит HL2, если же обрыва нет – открываются транзисторы VT7—VT8 и загорается HL1, а HL2 шунтируется и тухнет.

Как получить двуполярное питание из однополярного — искусственная средняя точка

Одним из самых больших недостатков данной схемы является двухполярное питание.

Более практично и удобно питать тестер межвиткового замыкания от батареи типа «Крона» (9 В) и сформировать искусственную среднюю точку.

Используя простую схему, работа которой описана в книге «Стабилизаторы напряжения и тока на ИМС (СИ)» Успенский Б. можно получить искусственную среднюю точку.

Из применяемых деталей в схеме:

  • операционный усилитель: mc34072 (или любой другой аналог типа LM393)
  • транзисторы SS8050 и SS8550 (можно и более слабую пару, с рабочим током коллектора не менее 200-300 мА)
  • электролитические конденсаторы 22 мкФ с рабочим напряжением 16 В.

Внимание! При наладке схемы ни в коем случае не стоит устраивать КЗ со средней точкой, моментально выходит из строя один из транзисторов, а также выходит из строя ОУ. Мы набросали эскиз платы, в которой уже учтено питание от кроны, размеры платы 45х70 мм

Мы набросали эскиз платы, в которой уже учтено питание от кроны, размеры платы 45х70 мм.

  • pnp транзисторы — КТ209
  • npn транзисторы — BC239
  • диод D1 – германиевый AA119
  • C3 — пленочный конденсатор, 4.7 мкФ, 100 В
  • Гр.1 – динамическая головка 0,5 Вт, 8 Ом.

Данный тестер поместился в старый корпус от советского домофона. Ток, потребляемый при разомкнутых клеммах – 11 мА, при замкнутых клеммах – 38 мА, при тесте исправной катушки 65 мА. Частота генератора – 1 кГц.

При изготовлении платы, когда она была готова, заметили, что ее забыли отзеркалить, но оставили как есть, на функционал это не влияет.

На выход клемм подключена дополнительная кнопка с небольшой индуктивностью для проверки исправности прибора.

Тесты прибора для проверки межвиткового замыкания

Тестер включен, клеммы разомкнуты, горит HL2 «Обрыв ЕСТЬ».

Подключена обмотка импульсного трансформатора, горит HL1 «Обрыва НЕТ», звучит Гр.1 на частоте 1 кГц.

Минимальную индуктивность, которую определяет прибор — 100 мкГн. При подключении такой катушки звук на Гр.1 не громкий, на индуктивность значением менее 100 мкГн прибор реагирует только диодом HL1 «Обрыва НЕТ».

Если индикатор межвиткового замыкания не работает

Правильно собранная схема начинает работать сразу и не требует дополнительной наладки.

Если HL1 и HL2 работают корректно, но нет звучания Гр.1 при подключении исправной катушки – необходимо проверить работу генератора и его усилителя.

Для этого необходимо подключить любой динамик к выводным клеммам.

При работающем генераторе сразу можно услышать громкий и четкий звук на динамику, который подключен к клеммам.

Если HL1 и HL2 не работают корректно. При включении прибора загораются сразу оба, нет звучания Гр.1 при подключении исправной катушки – необходимо проверить полярность включения диода D1.

Принцип работы индикатора

ИКЗ относятся к категории микропроцессоров, подающих сигналы в случае прохождения токов с отклонениями от нормы. Местом установки служат воздушные линии, а также ячейки трансформаторных подстанций. Вся сеть разделяется на отдельные участки, находящиеся под постоянным контролем. Любое повреждение и нарушение электрических параметров приводит к срабатыванию прибора.

На линиях электропередачи индикаторы устанавливаются на фазный провод или закрепляются на опоре. Текущее значение тока и напряжения измеряется постоянно. Полученные амплитуды сравниваются с заданными контрольными уставками. Для замеров токов используются индукционные датчики, представляющие собой ферромагнитные сердечники. Напряжение измеряется с помощью емкостных датчиков. Все датчики выполнены в бесконтактном варианте и помещены в общий герметичный корпус прибора.

Обработка полученных данных производится с использованием встроенного контроллера, выделяющего из общего потока информации нужные данные, указывающие на аварийную ситуацию. Когда значение уставок оказывается превышенным, начинается индикация аварии, определяется ее тип. Причинами обычно становятся однофазное замыкание на землю или короткое замыкание между фазами. Для подачи сигналов используются светодиоды повышенной яркости, а полученные данные заносятся в память.

Виды индикаторов короткого замыкания

Типы индикаторов ИКЗ для ВЛ-6-10-35-110кв рассмотрим на примере ведущего производителя Horstmann (Германия).

У них очень хорошо представлена вся линейка от простейших моделей только с визуальной индикацией (подошел ножками – посмотрел), до умных экземпляров с передачей данных и записью в память самых важных параметров.

Сводная таблица по всем разновидностям представлена ниже.

Самым простым является индикатор Navigator-LM (до 46кВ).

Такое “странное” напряжение (46кВ) обусловлено необходимостью обеспечить универсальность датчиков для систем эл.снабжения в разных странах.

Датчик обладает только локальной индикацией (без возможности удаленной передачи данных). Что называется, подошел – посмотрел.

Внутри корпуса находятся светодиоды, которые при протекании через прибор тока КЗ и его сработке, начинают моргать с заданной периодичностью.

Одиночное мигание – одно КЗ. При неуспешном АПВ – двойное мигание. Светодиоды хорошо видно даже в яркий солнечный день.

Заявленная видимость – до 50м (ночью до 150м). Такое свечение можно легко увидеть даже не выходя из машины.

Сравните это с двумя еле различимыми лампочками в американских Fault Indicators.

Сброс сработавшего состояния может происходить:

вручную

через заданный промежуток времени после КЗ

при восстановлении тока нагрузки

при восстановлении напряжения (подали U на ЛЭП без подключения самих потребителей)

Для высокого напряжения 110кв есть разновидность HV (рассчитаны до 161кВ).

Корпус ИКЗ выполнен из полиамида устойчивого к ультрафиолету. Все металлические детали из нержавейки.

Механизм крепления к проводу у всех моделей очень надежный и проверяется производителем в аэродинамической трубе на скорости воздуха 200км/ч.

То есть, индикатор не сползет в середину пролета при большом уклоне и вибрации проводов.

Минимальный диаметр провода на который можно “насадить” ИКЗ начинается от 4-8мм (в зависимости от модели). То есть, на проводе АС-35 (d-8,4мм), не говоря уже про АС-50 (d-9,6мм) и выше, индикатор будет сидеть как влитой.

Класс защиты IP68. Температура эксплуатации от -40С до +85С. Ограничение температуры вызвано наличием батарейки внутри корпуса.

Сам полиамид выдерживает конечно и большие температуры, а вот батарейка нет. По поводу замены аккумулятора не переживайте, срок его службы – около 20лет.

Замена АКБ элементарная. Сбоку откручивается крышечка, достается аккумулятор и ставится новый. Состояние заряда постоянно контролируется.

Вообще световая индикация гораздо надежнее всяких ИКЗ с роторно-поворотным механизмом.

Никогда точно не знаешь, в рабочем они состоянии или что-то у них заклинило или примерзло в наших суровых зимних условиях.

Светодиоды запрятаны в прозрачную полусферу из поликарбоната, также устойчивого к УФ. С годами он не потускнеет.

Данный индикатор срабатывает по токовой характеристике. Есть три варианта настройки:

200А-100мс

200А-200мс

100А-100мс

Для каждой конкретной линии вы сами рассчитываете, заказываете и выбираете те или иные параметры.

Как установить на провода ВЛ?

При снятом напряжении индикатор на ВЛ можно поставить вручную. Только не забывайте на месте производства работ устанавливать ПЗ.

Но самый простой способ – это воспользоваться изолирующей штангой. В этом случае даже ЛЭП не придется гасить, все делается под напряжением с применением защитных средств.

На конце штанги должен быть крючок. Насаживаете его на прозрачную полусферу снизу индикатора.

Вручную отстегиваете верхнюю скобу. Далее подводите ИКЗ к проводу и упираетесь в него, надавливая снизу, скоба после этого автоматически защелкивается.

Поворачиваете штангу вокруг оси, крючок ослабляется и отстегивается.

Если нет штанги с крючком, понадобится насадка в виде чаши.

Индикатор целиком помещается в нее и фиксируется.

Этой же штангой ИЗК снимается с ВЛ (фиксирующая «собачка» на чаше предварительно переводится в другое положение).

Индикаторы высокого напряжения (ИВН) 6-10 кВ стационарные, производства ООО “НПО “Эковакуум”

Индикаторы высокого напряжения (ИВН) предназначены для визуальной (световой) сигнализации наличия высокого напряжения на токоведущих частях электрооборудования комплектных распределительных устройств (КРУ, КРУН,КСО), комплектных трансформаторных подстанций (КТП) и др. в классе напряжения 6-10 кВ, 50 Гц и постоянного до 15 кВ.

Кроме световой индикации наше предприятие изготавливает индикаторы с релейным блоком. Индикаторы с релейным блоком имеют реле с одной или двумя группами “сухих” контактов. При наличии высокого напряжения, хотя бы в одной из трех фаз контакты реле переключаются, при отсутствии высокого напряжения во всех фазах они переключаются обратно. Индикаторы с релейным блоком и транзисторным выходом могут использоваться в схемах телемеханики, блокировки ошибочных операций, передаче информации о наличии напряжения. Для своей работы они не требуют дополнительно источников питания.

Для электрооборудования переменного тока индикаторы поставляются в комплекте на три фазы (емкостные датчики, элементы индикации и соединительные провода). Для электрооборудования постоянного тока комплект поставки содержит датчик резистивного типа, элемент индикации и соединительный провод. Индикаторы релейного типа содержат дополнительно релейный блок. Длина соединительных проводов от 2 до 4 м, по заказу. Элементы индикации – газоразрядные или светодиодные лампы.

Индикаторы поставляются с лампами красного цвета, но по заказу могут быть трех цветов (желтая, зеленая и красная (ЖЗК)), а также в антивандальном исполнении.

Индикаторы высокого напряжения для установки в шкафах КРУ, КРУН, КСО и КТП.
ОбозначениеТип датчика напряженияИндикация напряженияРелейный блокМесто установки
Емкостной, в опорном изолятореГазоразрядный или светодиодный индикаторНетШкафы КРУ, КСО, КТП и др. 6-10 кВ, 50 Гц
Емкостной, бесконтактныйГазоразрядный или светодиодный индикаторНетШкафы КРУ, КСО, КТП, 6-10 кВ, 50 Гц, а также оборудование с подвижными токоведущими частями
Емкостной, для крепления на жилах кабеляГазоразрядный или светодиодный индикаторПо заказуДля устнановки на кабельные вводы в шкафах КРУ, КСО, КТП, 6-10 кВ, 50 Гц
Емкостной, в опорном изоляторе с релейным блокомГазоразрядный индикаторЕстьШкафы КРУ, КСО, КТП и др. 6-10 кВ с возможностью блокировки и информирования
Емкостной, для крепления на жилах кабеляГазоразрядный или светодиодный индикаторЕстьКабельные вводы в шкафах КРУ, КСО, КТП и др. 6-10 кВ, 50 Гц
Резистивный в опорном изолятореГазоразрядный или светодиодный индикаторНетВысоковольтное оборудование постоянного тока 3-15 кВ
Резистивный в опорном изоляторе с релейным блокомГазоразрядный или светодиодный индикаторЕстьВысоковольтное оборудование постоянного тока 3-15 кВ с возможностью блокировки и информирования
Индикаторы напряжения и тока для установки на проводах ЛЭП 6-10 кВ.
ОбозначениеТип датчикаИндикация напряженияИндикация токаМесто установки и назначение
ЕмкостнойСветодиодыНетНа проводах ЛЭП 6-10 кВ рядом с КТП, КРУН, реклоузерами и др. Контроль наличия напряжения, замыканий на землю.
ИТЛС-200ТрансформаторныйСветодиодыСветодиодыНа проводах ЛЭП 0,38-35 кВ рядом с КТП, КРУН, реклоузерами и др. Контроль обрыва проводов, перегорания предохранителей, неполнофазных режимов и др.

Индикаторы короткого замыкания «Астрон» в распределительных линиях 6‑10 кВ – Энергетика и промышленность России – № 07 (195) апрель 2012 года – WWW.EPRUSSIA.RU

Газета “Энергетика и промышленность России” | № 07 (195) апрель 2012 года

К тому же в большинстве случаев короткие замыкания бывают не единичными и происходят во время природных аномалий, таких, как проливной дождь, снегопад. В этих случаях множество участков ВЛЭП одновременно находятся в режиме короткого замыкания на землю или межфазного, в зависимости от того, изолирована нейтраль или нет. Оперативное обнаружение аварийных участков в таких случаях является крайне насущной задачей.

Сотрудники ОКБ «Астрон» в 2008 году разработали индикаторы короткого замыкания. Принцип их действия основан на контроле протекающих в линии токов. При превышении заданного уровня тока по причине короткого замыкания индикатор переворачивает красный флажок или мигает светодиодом. Внутренняя батарея, которая при нормальной работе подзаряжается от индукции самой линии, при отсутствии тока в линии, отключенной автоматикой, позволяет светодиоду мигать до 24 часов. Это дает монтажной бригаде возможность быстро обнаружить ветку, по которой шел ток короткого замыкания, оперативно отключить аварийный участок разъединителем и включить оставшуюся часть ВЛЭП без участка с коротким замыканием под напряжение. В случае поворота флажка на индикаторе участок с коротким замыканием будет выявлен по красному флажку. При подаче нормального напряжения индикатор вернется в нормальное положение без красного флажка.

Индикаторы устанавливаются на ответвлениях ВЛЭП 6‑10 кВ для определения проблемного участка, как показано на рисунке.

Установка индикаторов «Астрон» может производится как на новых линиях во время монтажа, так и на действующих линиях. Установка производится без отключения линии от нагрузки с земли с помощью изолированной штанги. Индикаторы имеют специальное крепление для фиксации на проводе ВЛЭП. Снятие производится также с применением изолированной штанги и приспособления без поднятия на опору и без отключения линии от нагрузки.

Внутренняя батарея позволяет гарантированно работать без замены на протяжении десяти лет, по истечении этого срока производится замена батарей. На индикаторах без светодиодов с флажками внутренние батареи отсутствуют, возврат в нормальное состояние производится при включении линии с нормальной нагрузкой.

Для построения большой распределенной системы регистрации коротких замыканий разработаны индикаторы с передачей данных по GPRS протоколу по сетям сотовой GSM-связи. Система в центральной диспетчерской автоматически с указанием на карте укажет места короткого замыкания.

Масштабируемость системы предусмотрена до 150  000 индикаторов с передачей данных в любую географическую точку.

Новейшая разработка включает в индикаторы датчик GPS/ГЛОНАСС для точного определения местоположения сработавшего индикатора. Координаты индикатора определяются с точностью до 2 метров с отображением в диспетчерской на картах Google, Яндекс или других ГИС. Передача данных в диспетчерскую производится также по GPRS.

Индикаторы типа «Астрон» эксплуатируются более трех лет в нескольких энергосистемах и зарекомендовали себя как простые и надежные помощники энергетиков в трудные минуты стихийных бедствий.

С полным каталогом вы можете ознакомиться на сайте ОКБ «Астрон»:

Установка на натяжную гирлянду

Первым делом ослабляете крепление плеч разрядника. После чего РДИП отделяется от крепежа.

Кронштейн разворачивается на 180 градусов и одевается только на одно из плеч.

Делается это для того, чтобы петлю разрядники можно было продеть через провод СИП не разрывая его. Теперь оба плеча можно вновь затянуть.

Закрепляете кронштейн крепления на верхней серьге гирлянды и выставляете воздушный зазор. Он замеряется между центральным электродом на разряднике и ближайшей металлической частью арматуры.

Если нет возможности закрепить РДИП за гирлянду, то используют подходящие крепления траверс и укосов.

Разновидности крепежа и расстояния для петлевого разрядника на ВЛЗ-6-10кв:

Угловая анкерная опораПовышенная угловая промежуточнаяУгловая промежуточнаяДвухцепная угловая промежуточнаяДвухцепная анкернаяУгловая анкернаяОдноцепная угловая промежуточная

Совместная работа

Если конструкция открытого типа, то работа вышеупомянутых аппаратов нестабильна (вплоть до отказа работать), так как они чувствительны к морозу, гололеду. По этой причине были разработаны закрытые камеры с газом. Газ может утечь и при таком условии он восстанавливается из баллона, который приделан к оболочке камеры. Давление в подобных камерах регулируется постоянно мановакуумметром.

Короткозамыкатель вмещает в себе контактную камеру из фарфора и 2-х электродов с одиночным разрывом в 0,9 см. Для прикрепления шины проводящей ток в недвижимом контакте есть выход. Гибкие связи соединяют между собой контакт. Контактная камера заполняется газом с давлением 0,3 Мпа. Газ, находящийся в камере, не поддается горению, и это не несет опасности при взрыве или пожаре. Исходя из этого устройства по гашению дуги не имеют смысла в конструкции. Нижний контакт похож на стержень с цилиндром в виде экрана и имеет розеточный тип.

Схема совместной работы выглядит так:

Схема действия отделителя с короткозамыкателем

где:

  • Q – выключатель;
  • QR – отделитель;
  • QN – короткозамыкатель;
  • T1, T2 – силовые трансформаторы;
  • TA1, TA2, TA3 – токовые трансформаторы;
  • YAT – отключение отделителя;
  • YAC – включение короткозамыкателя.

Эта система, комбинация почти что аналог выключателю с высоким вольтажом. При аварийной ситуации внутри зоны, которая защищается, защитным элементом выступает силовой трансформатор, который с помощью некоторых процессов обесточивает всех потребителей данного трансформатора.

Также во время, когда нет подачи тока отделитель отключается, чтобы предотвратить собственный разрыв от воздействия тока. Такая система используется в сетях с большим током. Как мы уже говорили выше, система ОД-КЗ является дешевой, но в наше время она уже устарела и заменяется более новыми выключателями. Подробнее узнать об этом вопросе вы можете, просмотрев видео:

Обзор системы ОД-КЗ

Расчет емкостного тока замыкания на землю воздушной линии

Емкостной ток ВЛ может быть приближенно
определен по формуле :

Iс.вл = (2,7 ÷ 3,3)
· U · l · 10-3, А,

где: U – напряжение сети, кВ (6, 10 или 35 кВ);l – длина линии, км.

Для линий 6-10 кВ, а также линий 35 кВ без тросов принимается коэффициент 2,7; для линий 35 кВ на деревянных опорах с тросами – 3,3; на металлических опорах с тросами – 3,0.

Емкостный ток двухцепной линии может быть определен по формуле:

Iс.2ц.вл = (1,6 ÷ 1,3)
· Iс.вл, А,

где: Iс.вл
емкостный ток одноцепной ВЛ, А

Увеличение емкостного тока сети за счет
емкости оборудования подстанций может ориентировочно оцениваться для воздушных и
кабельных сетей 6-10 кВ – на 10%, для воздушных сетей 35 кВ – на 12%.

Для кабельных сетей 35 кВ увеличение
емкостного тока за счет оборудования подстанций учитывать не следует.

Недостаточная точность аналитического метода
определения емкостных токов замыкания на землю и напряжений несимметрии
реальных воздушных линий электропередачи определяет применение расчетов только
для предварительной оценки параметров проектируемых сетей, а также перед
прямыми их измерениями.

Справочные данные
по емкостным токам однофазного замыкания на землю кабельных линий

Ниже приведены некоторые данные с каталогов
заводов-изготовителей кабельной продукции и различной литературы.

Завод Южкабель, кабели из сшитого полиэтилена

Кабели из сшитого полиэтилена Nexans

Емкостные токи кабельных линий согласно СТП
09110.20.187-09. Методические указания по заземлению нейтрали сетей 6-35 кВ
через резистор

Таблица Г.1 – Емкостные токи замыкания на землю кабелей с секторными жилами и поясной изоляцией

Сечение, мм2Ток замыкания на землю, А/км
Кабели 6 кВКабели 10 кВ
160,370,52
250,460,62
350,520,69
500,590,77
700,710,90
950,821,00
1200,891,10
1501,101,30
1851,201,40
2401,301,60
3001,501,80

Таблица Г.2 – Емкостные токи замыкания на землю кабелей с бумажной пропитанной изоляцией

Сечение, мм2Ток замыкания на землю, А/км
Кабели 20 кВКабели 35 кВ
252,0
352,2
502,5
702,83,7
953,14,1
1203,44,4
1503,74,8
1854,05,2

Таблица Г.3 – Емкостные
токи замыкания на землю кабелей с пластмассовой изоляцией

Сечение, мм2Ток замыкания на землю, А/км
Кабели 6 кВКабели 10 кВКабели 35 кВ
250,551,903,30
350,602,103,60
500,652,303,90
700,702,604,50
950,752,904,80
1200,853,205,40
1500,93,405,70
1851,003,806,30
2401,004,506,90
3005,007,50
4005,608,10
Примечания:1) Три жилы кабелей 6кВ имеют общий металлический экран.2) Каждая жила кабелей 10-35 кВ имеет отдельный металлический экран.

Таблица Г.4 – Емкость кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена

Сечение, мм2Ток замыкания на землю, А/км
Кабели 6 кВКабели 10 кВКабели 35 кВ
500,430,722,53
700,490,822,86
950,550,913,19
1200,580,973,41
1500,641,073,74
1850,701,164,07
2400,771,294,51
3000,851,414,95
4000,941,575,50
5001,041,736,05
6301,151,926,70
8001,282,147,47

Литература:

  1. Справочник по электрическим установкам
    высокого напряжения/ Под ред. И.А. Баумштейна, С.А. Бажанова. – 3-е изд.,
    перераб. И доп. –М.: Энергоатомиздат, 1989.
  2. РД 34.20.179. Типовая инструкция по
    компенсации емкостного тока замыкания на землю в электрических сетях 6-35 кВ.
  3. СТП 09110.20.187-09. Методические
    указания по заземлению нейтрали сетей 6-35 кВ через резистор.
  4. ЗАО “Завод “Южкабель”. Силовые
    кабели среднего и высокого напряжения с изоляцией из сшитого полиэтилена.
  5. Кабели силовые с изоляцией из
    сшитого полиэтилена на напряжение 6–35 кВ Nexans.
  6. Библиотечка электротехника, вып.
    11(35). Шуин В.А, Гусенков А.В. Защиты от замыканий на землю в электрических
    сетях 6-10 кВ. –М.: НТФ «Энергопрогресс».

Причины неисправностей

Межвитковое замыкание электродвигателя не является редкой проблемой. Такая неисправность встречается в 50% всех случаев поломок. Ситуация может возникнуть из-за повышенной нагрузки на электроустановку. Неправильная эксплуатация агрегата часто влечет за собой преждевременные поломки. Номинальную нагрузку можно определить по паспорту установки. Перегрузка может быть спровоцирована механическим повреждением самого мотора. Сухие либо заклинившие подшипники часто вызывают замыкание. Не исключен факт заводского брака. Если электродвигатель хранится в ненадлежащих условиях, то это всегда чревато тем, что обмотка просто отсыреет.

Виды индикаторов короткого замыкания

Типы индикаторов ИКЗ для ВЛ-6-10-35-110кв рассмотрим на примере ведущего производителя Horstmann (Германия).

У них очень хорошо представлена вся линейка от простейших моделей только с визуальной индикацией (подошел ножками – посмотрел), до умных экземпляров с передачей данных и записью в память самых важных параметров.

Сводная таблица по всем разновидностям представлена ниже.

Самым простым является индикатор Navigator-LM (до 46кВ).

Технические характеристики

Такое “странное” напряжение (46кВ) обусловлено необходимостью обеспечить универсальность датчиков для систем эл.снабжения в разных странах.

Датчик обладает только локальной индикацией (без возможности удаленной передачи данных). Что называется, подошел – посмотрел.

Внутри корпуса находятся светодиоды, которые при протекании через прибор тока КЗ и его сработке, начинают моргать с заданной периодичностью.

Одиночное мигание – одно КЗ. При неуспешном АПВ – двойное мигание. Светодиоды хорошо видно даже в яркий солнечный день.

Заявленная видимость – до 50м (ночью до 150м). Такое свечение можно легко увидеть даже не выходя из машины.

Сравните это с двумя еле различимыми лампочками в американских Fault Indicators.

Сброс сработавшего состояния может происходить:

вручную

через заданный промежуток времени после КЗ

при восстановлении тока нагрузки

при восстановлении напряжения (подали U на ЛЭП без подключения самих потребителей)

Для высокого напряжения 110кв есть разновидность HV (рассчитаны до 161кВ).

Корпус ИКЗ выполнен из полиамида устойчивого к ультрафиолету. Все металлические детали из нержавейки.

Механизм крепления к проводу у всех моделей очень надежный и проверяется производителем в аэродинамической трубе на скорости воздуха 200км/ч.

То есть, индикатор не сползет в середину пролета при большом уклоне и вибрации проводов.

Минимальный диаметр провода на который можно “насадить” ИКЗ начинается от 4-8мм (в зависимости от модели). То есть, на проводе АС-35 (d-8,4мм), не говоря уже про АС-50 (d-9,6мм) и выше, индикатор будет сидеть как влитой.

Класс защиты IP68. Температура эксплуатации от -40С до +85С. Ограничение температуры вызвано наличием батарейки внутри корпуса.

Сам полиамид выдерживает конечно и большие температуры, а вот батарейка нет. По поводу замены аккумулятора не переживайте, срок его службы – около 20лет.

Замена АКБ элементарная. Сбоку откручивается крышечка, достается аккумулятор и ставится новый. Состояние заряда постоянно контролируется.

Вообще световая индикация гораздо надежнее всяких ИКЗ с роторно-поворотным механизмом.

Никогда точно не знаешь, в рабочем они состоянии или что-то у них заклинило или примерзло в наших суровых зимних условиях.

Светодиоды запрятаны в прозрачную полусферу из поликарбоната, также устойчивого к УФ. С годами он не потускнеет.

Данный индикатор срабатывает по токовой характеристике. Есть три варианта настройки:

200А-100мс

200А-200мс

100А-100мс

Для каждой конкретной линии вы сами рассчитываете, заказываете и выбираете те или иные параметры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий