Требования и нормы по высоте фонарных столбов

Расстояние, на котором устанавливаются линии электропередач до забора

В вопросе строительства дома и оборудования его территории важны многие вопросы. В том числе и расстояние от ЛЭП до забора, о котором должны знать все, кто начал возведение ограждения для своего частного надела. От правильности расчетов расстояния от линий электропередач до забора частного дома зависит безопасность тех, кто приезжает на территорию на отдых, или же постоянно проживает на территории.

Схема с размерами расположения забора от линии электропередач

Важные моменты

Человек все время пользуется электричеством, будь то дома, на даче или в офисе. Но мало кто углубляется в то, что линии электропередач не только подают полезный ресурс, но и могут быть вредны, за счет магнитных полей, а также в случае сбоев становятся небезопасными для человека. Обязательно нужно придерживаться установленных правил, которые указывают на то, какое необходимо расстояние от опоры до забора жилого частного дома по следующим причинам:

  1. Чтобы сохранить здоровье жильцов строения.
  2. Дабы не пострадать от воздействия воздушных электромагнитных полей, пагубно влияющих на мозг человека.
  3. В охранной зоне ЛЭП, где уровень напряжения особо опасен для человека, особо остро стоит вопрос размещения жилых зданий. Если уровень опасности зашкаливает, то территорию ограждают промышленным забором и ставят запрет на строительство в этой зоне.

Схема охранной зоны линии электропередач

Поэтому в СНиП установлены расстояния от линий электропередач до забора дома не просто для того, чтобы люди не получили штрафы за нарушения, а для безопасности населения городов и сел.

В санитарных нормах, относящихся к линиям электропередач, четко и детально расписано, на каком расстоянии от ЛЭП могут быть установлены заборы. Данное расстояние зависит от уровня напряжения в проводах. В местах особой напряженности, которые специально оборудуют, есть санитарные зоны, вблизи от которых запрещается размещать заборы и возводить жилые дома.

Безопасное расстояние от ЛЭП

Устанавливается требование к расстоянию от забора на дачном участке, до места, где стоит опора линий электропередач, отталкиваясь от класса напряжения.

Некоторые владельцы частных наделов обращаются в органы городского или сельского самоуправления с целью получения информации о том, каков класс напряжения в линиях электропередач, расположенных неподалеку от дачного участка.

Конечно, не зная как определить уровень напряжения в проводах, лучше именно так и сделать, чтобы невольно не стать нарушителем требований СНиП и подвергнуть опасности жильцов частного надела.

Тем не менее, есть метод, с помощью которого можно определить самостоятельно уровень напряжения в опорах электропередач.

Схема напряжений в ЛЭП различных видов

Если напряжение совсем небольшое, то его можно определить путем подсчета изоляторов.

Как повысить уровень безопасности

Даже полностью выполнив все нормы и требования, касательно расстояния забора от опор, через которые проходит электричество, дома, возведенные неподалеку от ЛЭП все же подвержены риску в непредвиденных ситуациях и должны обезопасить свои частные сектора. Это сделать можно следующими способами:

  • Подобрать для конструкции дома крышу с заземлением,
  • Оборудовать арматурную сетку внутри конструкции стен. Такое решение поможет снизить уровень риска проникновения вредоносных электромагнитных волн вовнутрь жилого пространства,
  • Чтобы повысить уровень безопасности жильцов дома, следует высаживать плодовые деревья на расстоянии не менее чем 2 метра по горизонтали от линий электропередач.

Минимально допустимые расстояния от деревьев до линии электропередач

Рекомендации

Требования в СНиП прописаны в первую очередь для безопасности людей, а не для выполнения пожеланий органов самоуправления. Поэтому не стоит пренебрегать правилами безопасности, особенно когда речь идет про электрическое напряжение

Стоит максимально уделить внимание просчетам, на каком расстоянии безопасно устанавливать забор от линий электропередачи. Только правильно установленная изгородь обеспечит комфорт и ограничит жильцов частного надела от неприятностей и опасности

Виды ЖБ опор освещения

Характеристики железобетонных опор освещения зависят от варианта исполнения изделий.

Стойки для светильников различаются:

  • по способу изготовления (вибрированные и центрифугированные);
  • продольная форма (конические, цилиндрические, призматические, пирамидальные);
  • форма поперечного сечения (круглые, прямоугольные, граненые);
  • наличие внутренней полости (сплошные и с полостью);
  • разные формы армирования (с обычным армированием, предварительно напряженные).

От способа армирования и типа арматуры во многом зависит такой параметр опоры, как расчетный изгибающий момент – он определяет несущую способность. Марка бетона влияет на проницаемость (нормальная/пониженная/особо низкая). Учитывая эти характеристики, подбираются изделия для эксплуатации в условиях повышенных ветровых нагрузок, воздействия агрессивных сред и т.д.

Опоры со сплошным стволом используются для подвески ВЛ и могут задействоваться в тех случаях, когда электропитание светильников осуществляется с помощью воздушных линий. Стойки с внутренней полостью позволяют подвести к приборам уличного освещения электрический кабель, проложенный под землей либо по воздуху. Опоры для светильников с кабельной подводкой снабжены люком для монтажа и обслуживания электрокоммутирующего оборудования, а стойки для воздушной подводки люка не имеют.

Типы конструкций фонарных столбов

Фонарные опоры имеют разные маркировки и отличаются между собой способом армирования и весом конструкции. Потому они бывают стойкие перед ветровой или гололедной погодной обстановкой, устойчивые при резких перепадах температур. Несмотря на их не очень эстетичный внешний вид, среди преимуществ использования железобетонных конструкций выделяют:

  • стойкость к гниению, коррозии и воздействию химических компонентов;
  • длительный срок службы (придерживаясь всех требований при монтаже, опора будет служить более 50 лет);
  • огнестойкость;
  • сейсмостойкость;
  • простота изготовления, стандартные типоразмеры;
  • легкость ремонтных работ (допустимое количество повреждений заделываются ремонтным составом);
  • сравнительно невысокая стоимость;
  • минимальные расходы на эксплуатацию (осмотр проводят 1 раз на 6 лет).

Требования к фундаменту

Фундаментом опор освещения может быть бетонная основа или подземный монтажный блок. Его размеры зависят от места установки, характеристик грунта, веса, высоты и условий эксплуатации столба, размещение должно обеспечивать безопасную эксплуатацию светильника. Установка фундамента требует разрешения на земельные работы. Глубина заложения должна учитывать промерзание земли в данной местности и быть на 30 см больше:

  • на газонах не менее 0.8 метра от уровня земли;
  • под проезжей частью не менее 1,25 метра.

Опоры без фланца в основании, устанавливают в специальные ямы, выравнивают и заливают бетоном так, чтобы не было пустот.

Классификация

Классификация опор освещения делится на несколько категорий. Выбирая опору освещения стоит ориентироваться на следующие категории:

По назначению.

Уличные. Подсвечивают пешеходные дорожки и зоны рядом с ними.

Магистральные. Устанавливаются вдоль автомобильных дорог, мостов, трасс. Освещают проезжую зону.

Декоративные. Используются для освещения парков, садов, набережных, скверов и др. зданий и зон отдыха. Различаются многообразием стилей, формами, элементами. Отлично вписываются в окружающий ландшафт.

Специальные (мачтовые). Это конструкции для зон особого назначения, таких как стадионы, склады, аэропорты, баскетбольные поля, порты и др. объекты.

По высоте.

Выбирая опору освещения, стоит ориентироваться на объект, рядом с которым опора будет устанавливаться. Так, для жилого комплекса высота должна быть в пределах 3-6 метров, тогда как для проезжей части этот показатель равен 9-12 метрам.

По материалу.

Самые распространенные опорные конструкции:

Металлические. Изготавливаются из стали, чугуна, алюминия. Они компактны, бывают сборно-разборные, их легко можно перевозить, имеют высокую прочность. При необходимости их можно подвергнуть изменениям – обрезать или нарастить. Металлические опоры освещения долговечны при правильной эксплуатации.

Железобетонные. Эти конструкции имеют металлическую внутреннюю часть и железобетонное покрытие. Они имеют преимущества по сравнению с металлическими: относительно недорогие, выдерживают большие нагрузки, спокойно переносят перепады температур, им нестрашны гниение и коррозия. Однако, несмотря на это, имеют большой вес и их тяжело устанавливать. Срок эксплуатации около 50 лет.

Деревянные. Сейчас их можно встретить лишь в небольших деревнях и селах. Приходя в негодность по причине гниения и механических повреждений, деревянные опоры заменяют современными. Также они имеют непрезентабельный внешний вид. Несмотря на это, они очень дешевые и относительно долговечны (если для них использовать правильную пропитку).

По форме поперечного сечения.

В зависимости от формы ствола различают:

Граненые (ОГК, НФГ, СПГ, СФГ, НПГ). В основном они имеют 9-12 метровую длину, т.к. они очень прочные и жесткие.

Конические (ОКК, НПК, НФК). Их изготавливают в форме пирамиды. Для паркового и ландшафтного освещения используют именно такие конструкции.

Трубчатые (СФ, ОТ). Как правило, включают в себя одну трубу или несколько труб разного диаметра. Их легко транспортировать.

По количеству осветительных приборов.

Торшерные. Содержат максимум 3 осветительных прибора. Они энергосберегающие, так как имеют маленькую мощность.

Консольные. Являются наиболее распространенными ввиду того, что кронштейны могут быть даже четырехрожковыми. Имеют большую мощность, нежели торшерные. Могут применяться для различного вида освещения, так как более универсальны.

По технологии монтажа.

В данной категории различают прямостоечные и фланцевые опоры. Первые используются для крупногабаритных и тяжелых стоек, у которых большая нагрузка. Вторые изготавливаются без подземной части, состоят только из надземной части, их можно демонтировать и установить повторно на новом месте, тогда как прямостоечные монтируются всего один раз.

По способу прокладки электрического кабеля.

В зависимости от способа прокладки кабеля опоры подразделяются на силовые (используется, когда под землей нет возможности проложить кабель и подвесить СИП, и кабель прокладывается по воздуху на расстоянии 5-7 м от земли) и несиловые (кабельной линии прокладывается под землей, на них нельзя подвесить СИП). На больших территориях, как правило, устанавливают силовые опоры, тогда как небольшие зоны можно подсветить несиловыми столбами.

Преимущества и недостатки

Железобетонные опоры освещения имеют такие плюсы:

  • они способны противостоять гниению, коррозии и воздействию химических компонентов;
  • преимуществом железобетонных стоек с освещением является их большой срок службы. При правильном монтаже и перевозке, опора способна прослужить больше полувека;
  • используя конструкции для освещения с опорами из железобетона, не требуются большие расходы на эксплуатацию;
  • железобетонной опоре присуща огнестойкость;
  • опору из железобетона удобно производить, также она поддается ремонту;
  • железобетонная конструкция для освещения не требует больших затрат.

Столбы освещения с разным видами монтажа. Наружное освещение из железобетонной стойки имеет свои минусы:

  • большой вес в опорах из бетона с железной арматурой усложняет погрузку, монтаж и перевозку элементов;
  • сложность в снятии с места установки железобетонный столб — для демонтажа используют трактор или другой транспорт;
  • сложность доставания металлического столба и переработки его частей; — большие затраты на утилизацию конструкции;
  • опоры из железобетона, используемые при освещении, чувствительны к перепадам температуры и погодным изменениям;
  • осветительные приборы с железобетонными опорами подвластны появлению трещин и сколов, что сказывается на надежности конструкции.

Способы подвода электрокабеля к уличным опорам

Существует 3 способа подвода электропитания к силовым, несиловым и складывающимся опорам:

  • Воздушный. Электрокабель ведут по воздуху к верхней части металлоконструкции.
  • Подземный. Кабель прокладывают под землей с возможностью обслуживания через специальный лючок, расположенный в нижней части конструкции.
  • Наружный. Этот способ применяется только для конструкций, которые оснащены защитным цоколем.

Размеры лючков обслуживания наличие и расположение конструктивных узлов, место расположения болта заземления определяются конструкторской документацией. По желанию заказчика возможно проектирование опор с дополнительными лючками обслуживания.

Расчет наружного освещения – требования

Для того чтобы избавить вас от долгого и увлекательного чтение нормативных документов приведу основные требования ниже в виде таблицы.

Освещение улиц, дорог и площадей.
Освещаемые объектыСредняя освещенность Еср, лк
не менее
Распределение освещенности Емин / Еср
не менее
А1 класс. Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города)
– с пропускной способностью более 10 000 ед/ч
300,35
А2 класс. Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города)
– с пропускной способностью 7 000 – 9 000 ед/ч
200,35
А3 класс. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1(в центре города)
– с пропускной способностью 4 000 – 7 000 ед/ч
200,35
А4 класс. Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города)
– с пропускной способностью 3 000 – 5 000 ед/ч
200,35
Б1 класс. Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города)
– с пропускной способностью 3 000 – 5 000 ед/ч
200,35
Б2 класс. Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города)
– с пропускной способностью 2 000 – 5 000 ед/ч
150,35
В1 класс . Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города)
– с пропускной способностью 1 500 – 3 000 ед/ч
150,25
В2 класс. Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города)
– с пропускной способностью 1 500 – 3 000 ед/ч
100,25
В3 класс . Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах)
– с пропускной способностью 500 – 2 000 ед/ч
60,25
Обособленный трамвайный путь10
Главные улицы, площади общественных и торговых центров10
Основные улицы жилой застройки6
Второстепенные (переулки) улицы жилой застройки4
Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов2
Освещение пешеходных пространств.
Освещаемые объектыСредняя освещенность Еср, лк
не менее
Распределение освещенности Емин / Еср
не менее
Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов200,30
Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха100,30
Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов60,20
Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений40,20
Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов20,10
Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов10,10
Освещение подземных и надземных пешеходных переходов.
Освещаемые объектыСредняя освещенность Еср, лк
не менее
Распределение освещенности Емин / Еср
не менее
Проходы надземных пешеходных переходов с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами750,30
Лестничные сходы, съезды и смотровые площадки надземных пешеходных переходов с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами500,30
Лестницы и пандусы подземных пешеходных переходов и тоннелей450,30
Открытые пешеходные мостики100,30
Освещение автозаправочных станций, подъездов к ним и мест стоянок и хранения автотранспорта.
Освещаемые объектыСредняя освещенность Еср, лк
не менее
Подъездные пути с дорог категории А и Б15
Подъездные пути с дорог категории В10
Места заправки и слива нефтепродуктов20
Остальная территория, имеющая проезжую часть10
Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах проезды между рядами гаражей боксового типа6

Нормы уличного освещения в городе

Ниже приведем перечень норм освещения в городе. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

Высота размещения светильников на улицах городов, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м. до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов. Таблица взята

p, blockquote 26,0,0,1,0 –>

Нормы уличного освещения

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

Освещаемые объектыСредняя освещенность Еср, лк не менееРаспределение освещенности Емин / Еср не менее
1 А1 . Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города) — с пропускной способностью более 10 000 ед/ч300,35
2 А2 . Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города) — с пропускной способностью 7 000 — 9 000 ед/ч200,35
3 А3 . Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистралиА1 (в центре города) — с пропускной способностью 4 000 — 7 000 ед/ч200,35
4 А4 . Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч200,35
Магистральные дороги и улицы районного значения. Клас дороги — Б
5 Б1 . Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч200,35
6 Б2 . Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города) — с пропускной способностью 2 000 — 5 000 ед/ч150,35
Улицы и дороги местного значения. Клас дороги — В
7 В1 . Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч150,25
8 В2 . Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч100,25
9 В3 . Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах) — с пропускной способностью 500 — 2 000 ед/ч60,25
Обособленный трамвайный путь
10Обособленный трамвайный путь10

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

Расстояние от опоры освещения до водопровода

При закладке инженерных сетей руководствуются нормативными актами, разработанными специалистами с учетом их оптимального и безопасного расположения, обязательными для государственных застройщиков и частных организаций. Нормы, к одним из которых относится расстояние от водопровода до фундамента, следует соблюдать и в индивидуальной застройке во избежание дальнейших проблем при эксплуатации.

Обычно проектирование домов, помимо поэтажного плана здания, включает в себя схему расположения инженерных коммуникаций на территории участка, глубину их закладки и дистанции от находящихся на территории объектов.

При этом учитываются возможность совместной прокладки коммуникаций, расстояния между параллельно размещенными или пересекающимися магистралями, включающими в себя водопроводные, канализационные, электрокабельные и газовые линии.

Рис.1 Дом и обслуживающие сети

Какие бывают требования к расположению подземных коммуникаций

Основным нормативным документом, которым руководствуются при строительстве, является СНиП 2.07.01-89 с указанием расстояний при укладке коммуникаций относительно друг друга и других объектов с точки зрения безопасности и надежности.

При эксплуатации канализационных, отопительных и водоподающих инженерных сетей должно учитываться негативное влияние на фундамент сооружений переносимой среды при прорыве труб. Вытекающая жидкость может подмыть грунтовое фундаментное основание, проникнуть в нижние и цокольные помещения, нанеся существенный вред постройкам.

В случае закладки рядом с фундаментом водоносных коммуникаций при эксплуатации сооружений следует принимать меры по их безопасному расположению относительно здания.

Типы бетонных опор наружного освещения

Основные классификационные признаки данных ЖБИ:

  • Способ производства – вибропрессование и центрифугирование.
  • Продольная форма – цилиндрическая, коническая, призматическая, пирамидальная.
  • Форма поперечного сечения – круг, прямоугольник, трапеция, восьмиугольник.
  • Сплошное поперечное сечение или с внутренней полостью.
  • Марка бетона, используемого при производстве ЖБИ. Введение специальных добавок повышает водонепроницаемость, морозостойкость материала, устойчивость к воздействию агрессивных веществ, что позволяет изготавливать изделия, максимально адаптированные к конкретным эксплуатационным условиям.
  • Вид армирования. Для усиления конструкции используются ненапряженные и напряженные стальные арматурные стержни. Способ армирования определяет несущую способность опоры.

Преимущества и недостатки наружного фонарного освещения

Самое главное требование для уличных наружных фонарей – осветить как можно большее количество метров вокруг светящегося устройства. С этой целью уличные светильники помещают на опоры различной высоты, чем ниже столб, тем меньшую площадь охватывает фонарь. Для удобства управления фонарями производят подключение фотореле для уличного освещения.

Другая особенность осветительных приборов на столбах – использование уличных светильников шаров или цилиндров. Так как они имеют наибольший коэффициент рассеивания в сравнение с плафонами других конфигураций, то и свет распространяется на более дальние расстояния.

Достоинства уличного освещения на столбах:

  • Высокая эффективность при освещении дорожек, тротуара, магистралей и т.п.
  • Возможность при помощи смены плафона делать свет либо целенаправленным, либо рассеянным. Так же на это влияет выбор самой лампы. Например, если вы используете светодиодные уличные фонари на столбы, то свет будет целенаправленным.
  • За счет высоты столба фонари защищены от случайных механических повреждений, осуществляемых прохожими и автомобилями, а также от преднамеренной порчи имущества руками вандалов.

Недостатки:

  • Высокая стоимость в сравнении с фасадными, грунтовыми и подвесными фонарями из-за габаритов и особенностей конструкции.
  • Сложные и дорогие в монтаже благодаря большому количеству деталей и массивности столбов.
  • Невозможность произвести ремонт самостоятельно, без помощи высотников.

С видами уличных светильников для дома ознакомит данный материал.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий