Схемы и разновидности студийного света

Разновидности студийного света

Освещение для фотосъемки может быть разным. Обычно устанавливают несколько ламп, каждая из которых направлена в отдельную сторону. Их объединение позволяет получить оптимальный результат: например, при съемке человека на фоне необходимо осветить и модель, и фон, чтобы фото не оказалось темным из-за падающей тени.

При съемке можно использовать от одного до пяти разновидностей освещения для фотостудии

Важно помнить и о настроении фото: например, драматические портреты с использованием заполняющего света будут менее выразительными, чем при использовании других вариантов

Рисующий

Базовый вид подсветки, многие считают его ключевым. Ставится перед моделью под углом и чуть выше уровня головы, чтобы на нижней половине лица не появились тени. Градус угла выбирает сам фотограф.

Важно! Рисующее освещение хоть и является ключевым, редко используется самостоятельно

Фоновый

Направлен на фон, не задевая модель. Необходим для устранения теней, вызванных другими источниками света и моделью, для отделения объекта от фона.

Заполняющий

Представляет собой рассеянный поток, дающий равномерное освещение. Обычно он слабее контурного на 2-3 ступени. При его использовании светотеневой рисунок смягчается, тени становятся менее глубокими.

Контровой свет

Также называется контурным и акцентирующим. Располагается за моделью на небольшом расстоянии. Помогает подчеркнуть структуру одежды и волос, придать форму, четче «прорисовать» контуры и объем. Нередко при такое постановке ламп выходит золотистая окантовка контуров.

Контурное освещение для съемки поможет сделать глубокие кадры

Моделирующий

Представляет собой узкий поток освещения, направленный на конкретный участок модели, который необходимо выделить и подчеркнуть. Выделить можно глаза, локон, украшение и многое другой.

Освещение

Когда световой поток попадает на объект, создаются темные и светлые участки, которые воспринимает фотоаппарат. Получившийся контраст помогает отобразить существующую форму. Соотношение теней и световых участков может быть различным, все зависит от задумки фотографа. Но для того, чтобы объект считывался зрителем правильно, всегда необходимо находить баланс. Так, например, при съемке детей лучше, чтобы света было много, а направлен он был практически прямо, в противном случае снимок будет не таким воздушным и нежным. А для создания драматичных кадров можно использовать меньше освещения, погрузить большую часть кадра в тень

Но при этом важно обращать внимание на то, читается ли форма объекта, иначе зритель может попросту не понять что изображено на фотографии

Всем известно как минимум два вида освещения: естественное и искусственное. Самое главное их отличие состоит в том, что солнечным светом невозможно управлять. Именно в этом состоит главная сложность в работе с ним. Но, с другой стороны, это является и преимуществом: достаточно лишь научиться подстраиваться, остальное солнечные лучи сделают за вас. Разберемся, как естественный свет влияет на фотографии, чтобы заполучить качественный результат. В зависимости от времени суток и погоды солнечные лучи оказывают различное влияние.

Фотостудия: зачем она теперь?

Старинный фотоаппарат

Изначально фотостудия образовалась просто потому, что фотоаппараты были большие и на ножках. Поэтому им хорошо было сразу найти подходящее место – и в жизни, и в помещении. Ну а поставили – можно оборудовать место, где усадить клиента, повесить вокруг всяких красивых штучек, бабочек, деревьев нарисованных или целые пейзажи на картонках с прорезями под лица. Ну, или некоторый интерьер буржуйского уюта, где каждый мог вольно раскинуться и расстегнуть свой заношенный и застиранный пиджачишко, как первый пан на привозе. В помещении, известно, темновато, поэтому сразу же и придумалось, само собой, освещение – дополнительное к ярким вспышкам магниевых ламп.

Старинный снимок

Собственно, так и получилась фотостудия, почти ничем не отличавшаяся от теперешних. Отличие теперь только в технике, ушедшей все-таки далеко вперед: технических средствах студийного фотографирования, технике освещения и технике самого процесса съемки. За время развития фотографии изучена и проанализирована работа света и тени, композиция, выразительность и прочие моменты получения качественных профессиональных, а также художественных изображений.

Теория фотографии

Виды освещения:

Рисующий – основной источник света, создающий светотеневой рисунок. Мощность рисующего источника света всегда должна быть больше заполняющего. Как правило разница между теневой и освещенной стороной для цветной фотографии должна быть 1-1,5 ступени, для ч.б. фото – 2 ступени и больше. Для семейного портрета заполняющий свет должен быть чуть слабее рисующего, чтобы не было жестких теней. Рисующий свет можно использовать как единственный источник света, либо комбинировать с другими.
Заполняющий – устанавливается после того, как установлен рисующий свет. Служит для заполнения светом отдельных частей или всего объекта съемки, а также для смягчения теней.
Модулирующий – используется для выделения боковых частей объекта съемки, подсветки волос, плечей и отделения объекта от фона. В зависимости от цели и творческих идей моделирующий свет может быть мягким и жестким.
Контровый – подсвечивает объект сзади, отделяет от фона, выделяет контур.
Фоновый – служит для подсветки фона. Фоновый свет как бы отделяет портретируемого от заднего плана, создавая при этом ощущение объема.

Направление света может быть фронтальное, диагональное, боковое, заднее-диагональное, контровое.

Схема 9

Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.

В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.

Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта (ближе к зонту или дальше).

Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.

Порядок выставления света в студии

Прежде всего Вы должны установить фоновый свет и после установить контровой. Такой порядок позволит Вам увидеть эффект, произведенный этими источниками света. Следующим шагом будет установка заполняющего а потом и рисующего — ключевого света

Также важно знать какой эффект дает каждый из источников света, для этого поочередно включайте и выключайте вспышки. И Вы обязательно получите результат который Вас удовлетворит

Есть несколько типов освещения лица модели: широкий свет и короткий свет (фронтальный, боковой, и различные их варианты)

Освещение в три четверти: Широкий тип

Универсально расположенный рисующий свет для официальной фотографии. Источник света установлен около камеры, чтобы осветить обращенную к камере сторону лица. Тень минимизирована. Это самый подходящий тип освещения для нормальных и узких лиц.

Paramount (гламурный свет)

Данный тип света называется в честь студии Paramount и также известен как: бабочка, голивудский или гламурный свет. Это мягкий и «женственный» рисующий свет, направленный прямо на лицо модели и позволяет максимально идеализировать ее кожу. Рисующий свет помещен справа выше уровня глаз, заполняющий там же, но — ниже рисующего. Еще можно использовать отражатель сбоку от модели. Так мы сформируем симметрическую тень от носа, которая должна не более чем половина от длины губ.

Петля (вариант схемы Paramount)

Такая схема света позволяет сформировать красивую тени на щеке модели, которая обращена ближе всего к рисующему свету. Ключевой свет должен быть ниже чем при использовании в схеме Paramount и расположен ближе к фону. Заполняющий свет должен быть на уровне с камерой, выше по отношению к рисующему и расположен напротив. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами с румяной кожей. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица. Это — самая интересная световая схема. Эта световая схема создает интересный трехмерный эффект лица и тела модели.

Короткий свет — полное освещение стороны лица которая не направлена в камеру

Частичное (узкое) освещение стороны лица, которая направлена в камеру. Такие схемы полезны, когда Вы фотографируете широкие лица. Это очень интересная и драматическая схема света так как зритель видит больше теней. Также такой свет немного заостряет черты лица.

Схема света 3/4

Источники света находится в 3 четвертях: универсальное расположение рисующего света подходит для различных типов лиц. Минимальная освещенность визуально сужает лицо. Это приемлемое световое решение, даже если модель поворачивает голову во время сьемки в сторону.

Рембрандтовский свет (45 градусное освещение)

Драматические, «мужской”, свет настроения. Очень интересная схема света где источник рисующего света размещен на уровне щеки. Это не яркий свет. На теневой стороне лица получается типичный световой треугольник.

Разделенный свет

Такой тип освещения создает эффект, подобный горящей свече: только одна часть лица освещена.Рисующий свет находится на уровне носа. Заполняющий свет может быть поднят или сдвинут ближе к камере. Это очень эффективно для существенного «сужения» лица, носа, скрывая любые лицевые дефекты.

Профильный свет

Освещение профиля/контура модели. Рисующий свет (когда фотографируете профиль модели) помещен позади объекта (человек смотрит на отражатель или на источник рисующего света). Профиль-кромка. Вы должны создать освещение контура с помощью рисующего света. Используя рисующий свет чтобы подсветить стрижку, поднимите немного источник света для достижения эффекта.

Особенности освещения

Освещение может быть общего и местного типа. Последнее устанавливается для подсветки конкретной области. Общее освещает полностью помещение.

Местное подразделяется на:

  • Рабочее сфокусировано на конкретную зону: готовки еды, рабочего места, чтения и т.п.
  • Точечное используется для привлечения внимания к каким-либо предметам: фасада дома, клумбы, фонтана, деревьев, мебели, картин.

Системы искусственного света используют не только для освещения помещений домов, но и для изменения восприятия окружающей среды:

  • скрыть изъяны интерьера;
  • расширить пропорции комнат;
  • делить помещение на зоны.

В данное время существуют много различных оборудований для искусственного освещения, которые делятся на группы:

Простые лампы накаливания. Они уже долгое время не выходят из обихода и считаются более комфортными для зрения.

Светодиодные лампы почти совсем не нагреваются. Плюс их в том, что они не излучают инфракрасных и ультрафиолетовых лучей. Они очень долговечны, но освещают хуже остальных. В основном они используются как ночное освещение либо в качестве красивой подсветки.

Как и какое сделать освещение для дома зависит от личных предпочтений. Любое освещение можно провести самостоятельно, нужно только определиться с количеством источников света, их типа и предназначением. Самое главное — перед работой отключить электропитание.

  • Светодиодные LED-лампы — какие лучше? Обзор самых популярных и надежных моделей, с фото и видео!

  • Как выбрать цветовую температуру — смотрите здесь! Таблица, инструкция, обзор яркой и оптимальной цветовой температуры для комнаты

  • Подключение светильника своими руками — пошаговая инструкция с фото и видео. Правила монтажа + схема подключения

Оптика для студий

В отличие от объективов, использующихся при съемке на открытом воздухе, студийная техника меньше оснащена различными съемными телескопическими или панорамными объективами, зато вполне может делать макросъемку. Однако оптические качества объективов нелишни, это позволяет делать снимки более глубокими, сочными и выразительными.

Несмотря на бурное развитие цифровой техники фотографирования и цифровой и компьютерной обработки изображений, остаются актуальными и традиционные виды съемки на фотографическую пленку. Дело в том, что в студии может быть неважна ежекадровая автоматическая настройка съемки. Находясь в одних и тех же условиях, можно один раз настроить всю съемочную технику и далее выполнять снимки стабильно профессионального качества. Пленки же с отснятым материалом, не связанные с ограниченными цифровой техникой растровыми сетками, позволяют сохранять кадры с разрешением, практически сопоставимым с размерами кристаллов в светочувствительных слоях.

Любителям фотографии сейчас есть с чем развернуться. И совсем не обязательно скупать всю имеющуюся в фотомагазинах технику – а ее там очень много! Самое главное – начать фотографировать, используя вспомогательные средства, улучшающие качество. Обязательно захочется экспериментировать и добиваться самых неожиданных результатов. А привив себе (и всем своим близким и друзьям) вкус к качественно выполненному снимку, начать теми же студийными средствами делать опыты и на природе. Фотографировать, комбинировать, искать сочетания планов светов и цветов. И, конечно, вы заметите, что настоящее увлечение – это труд, а не просто желание запечатлеть только самого себя на убогом селфи с помощью своего недолго размышляющего смартфона.

Разновидности освещения

В фотографии под освещением понимается то, как свет падает на объект съемки. При попадании светового потока на объект создаются участки: освещенные и затененные. Благодаря этому появляется контраст, что позволяет отобразить на снимке реальную форму. От его типа зависит четкость или размытость падающих теней, то, насколько объемным объект будет выглядеть, различимость небольших деталей. Каждая разновидность подходит для различных целей, создает эффект, подходящий для конкретного типа съемки.

Существует пять типов освещения:

  1. Рисующее;
  2. Заполняющее;
  3. Контровое;
  4. Фоновое;
  5. Моделирующее.

Ниже разберем, каким образом и для достижения какого эффекта используется каждый тип.

Боковой свет

Боковой свет разбивает лицо на две равные части, одна из которых освещена, а другая находится в тени. Он часто используется для создания драматических портретов, таких как портрет музыканта или художника. Такой свет больше подходит для мужских портретов и, как правило, для женских применяется редко. Однако,  имейте ввиду, что в фотографии не существует жестких правил, поэтому я предлагаю вам использовать полученную информацию в качестве отправной точки или ориентира. Пока вы не уверены в своих знаниях, лучше действовать так, как предлагают классические руководства.

Для достижения эффекта бокового света нужно просто поставить источник света под углом 90 градусов слева или справа от модели, иногда даже чуть позади головы. Размещение и положение источника света будет зависеть от лица человека. Смотрите, как свет ложится на лицо, и передвигайте источник. При правильной постановке бокового света в глазу на теневой стороне лица должен быть блик. Если при этом не удается избавиться от попадания света на щеку, вполне возможно, что данный тип лица не подходит для бокового света.

Примечание: любая световая схема может использоваться при любом повороте головы (анфас, когда видны оба уха, лицо в ¾, или даже профиль). Просто имейте ввиду, что положение источника света должно изменяться в соответствии с поворотом головы, для поддержания нужного светотеневого рисунка.

Что же такое “блик”?

Обратите внимание, что на фотографии выше в глазах ребенка есть отражения источника света. Они имеют вид небольших белых пятнышек, но если посмотреть ближе, мы можем увидеть форму источника, который я использовал при съемке этого портрета

Посмотрите, ведь на самом деле это яркое пятно представляет собой шестиугольник с темным центром? Это небольшой шестиугольный софтбокс на моей вспышке Canon, который я использовал для съемки.

Это и есть “блик”. Без бликов глаза кажутся темными и безжизненными. Вы должны убедиться, что блик есть хотя бы в одном глазу модели, чтобы снимок оживился

Обратите внимание, что блик также осветляет радужку и в целом делает глаза ярче. Это усиливает ощущение жизни и придает им блеск

Источники света

Базовые знания о свете в фотостудии начинаются с того, что фотографу необходимо владеть информацией о двух видах световых источников.

Во-первых, ему понадобится постоянное освещение, которое будет направлено непосредственно на объект съёмки. Это яркая и равномерная подсветка, которая позволяет увидеть, как будет выглядеть кадр, и при необходимости подкорректировать будущее изображение. Для постоянного света используются галогеновые или светодиодные лампы.

Во-вторых, нужен источник импульсного света, который будет синхронизирован с камерой. Это мощные вспышки, срабатывающие в момент закрытия затвора. Для вспышек используют обычную галогеновую или импульсную лампу. При пользовании галогеновой к ней обязательно нужно подключить аккумулятор и понижающий трансформатор.

Выставляем свет

Голливудская схема

Свет в фотостудии, для создания нужного нам светового потока, выставляют определенным образом. Для этого используют специальные схемы. Но многие фотографы считают, что не существует идеальной универсальной схемы, которая бы подошла под большинство позиций.
На сегодняшний день существует огромное разнообразие различных схем. Фотограф, отталкиваясь от выбранной схемы, должен самостоятельно отрегулировать световой поток.
К классическим схемам, которые чаще всего применяются при студийной фотосъемке, можно отнести такие варианты организации:

«голливудская» схема. Это самая распространенная схема для студий. Она используется в портретной съемке. Организуется очень быстро и просто. С ее помощью можно создавать фотографии без излишеств. Здесь угол между моделью, источником света и фотоаппаратом должен составлять 45 градусов. Для создания светового потока следует использовать светильники импульсного типа. Их размещают сзади фотографа. При этом мощность излучаемого света должна быть меньше рисующего типа освещения. Поэтому она определяется экспериментальным путем;

Схема «высокий ключ»

схема «Низкий ключ». Позволяет создать драматическую атмосферу и придать фотографии таинственности. В данной ситуации следует использовать темный фон. В качестве источника света берут только два светильника и акцентирующий свет, установленный сбоку.

Схем «Низкий ключ»

Эти схемы наиболее часто применяются как профессионалами, так и любителями. На их основе можно создать и другие схемы для искусственного освещения студии.

Монтаж и защита осветительной группы

При составлении схемы организации осветительной сети необходимо придерживаться главного правила, которое исключает возможность соприкосновения проводов питания с элементами основного освещения и линий, обеспечивающих снабжение другого оборудования. Вся проводка должна быть изолирована – как снаружи короба, так и внутри светильника.

Если производится монтаж наружного освещения, то дополнительно в несущую конструкцию внедряются средства изоляции, влаго- и ветрозащиты. Фиксация кабеля к магистральной линии осуществляется с соблюдением расстояния от других точек подключения и прохождения кабельных трасс не менее 2 см. Что касается монтажа технической проводки эвакуационного и рабочего освещения, то возможно использование нескольких фаз. Для этого в инфраструктуру должен быть введен шинопровод.

Не обходится монтаж систем освещения и без электрической защиты, выбор которой будет определяться характеристиками пусковых токов, мощностей ламп и т. д. Защитная аппаратура устанавливается группами в местах, которые обеспечивают доступ для обслуживания. Если система освещения снабжается от распределительных магистралей, то можно использовать схемы рассредоточенного монтажа. В плане ограничений по этой части можно отметить, что правила запрещают использовать автоматические включатели и выключатели, а также предохранители в нулевом проводе.

Пример 4

Чтобы получить по-настоящему контрастное освещением, которое возможно с одним источником света, в этом примере я использовал портретную тарелку с сотовой насадкой. Источник света опять же установлен под углом 45 градусов. Благодаря такой асадке свет падает более направлено и резко по сравнению с большими софтбоксами. Кстати если вам не знакомы светомодификаторы и какой светотеневой рисунок дает каждый, то вам нужно ознакомиться с курсом: “Домашняя мобильная фотостудия для новичка”.  В курсе подробно рассказано про все светомодификаторы, как и где их недорого купить, и как получать при помощи них профессиональные фото журнального качества.

Был добавлен серебряный отражатель, чтобы заполнить тени и обеспечить отделение модели от фона.

Последние напутствия

Совет #1

Выдержка не играет существенной роли в студийной съёмке. Тем не менее, она должна быть достаточно короткой, чтобы избежать «шевелёнки».

Ещё, позаботьтесь о том, чтобы выдержка не была длиннее, так называемой, выдержки синхронизации Вашего фотоаппарата. Она указывается в инструкции, и обычно равна 1/200 или 1/250 секунды. Если устанОвите более короткую выдержку, то получите снимок с чёрной полоской.

Узнайте больше о выдержке и выдержке синхронизации из статьи «Основы фотографии # 5.3».

Совет #2

Мощность импульса (вспышки) измеряется в ваттах в секунду. Мощность моноблоков, которыми пользовались мы, равняется 400 ваттам в секунду, что эквивалентно мощности накамерных вспышек с ведущим числом 64. Этой мощности хватает для типичных портретов.

Совет #3

Включите ручной режим съёмки («M»), используйте гистограмму и экран фотоаппарата. Так Вы сможете оценивать экспозицию. Меняйте мощность импульса в моноблоках, чтобы управлять интенсивностью света, и значение диафрагмы в фотоаппарате, чтобы регулировать экспозицию.

Больше об экспозиции Вы можете узнать из статьи «Основы фотографии # 1», а о режиме съёмки «M» из статьи «Основы фотографии # 4.11».

Совет #4

Чтобы синхронизировать спуск затвора со вспышкой необходимо соединить камеру и один из моноблоков. Наилучшим решением будет радиосинхронизация. Выполняется она с помощью специальных приёмника и передатчика. Сейчас комплект для радиосинхронизации можно приобрести всего за 600-1000 рублей.

Ещё один способ – соединить моноблок с камерой проводом. Однако, не все современные зеркальные фотоаппараты снабжаются гнездом, используемым специальным гнездом (разъём PC, X-sync).

Инструкция по работе со световой арматурой

Вспомогательные элементы, входящие в инфраструктуру системы освещения, должны по своим характеристикам соответствовать и нагрузкам в электрической цепи, и внешним условиям эксплуатации. Например, если речь идет о местах, подверженных вибрациям, то фиксирующая арматура выбирается с расчетом на конструкцию, которая не допустит выпадения или самоотвинчивания компонентов светильника или рабочей оснастки на линии. В обязательном порядке монтаж светодиодного освещения предполагает выполнение работ с токоведущими гильзами патронов – обычно винтовыми. На линиях с глухозаземленными нейтралями патроны соединяются не с фазным, а с нулевым проводником. Однако данное требование не касается переносных светильников, которые не требуют зануления и заземления.

2. Освещение типа «Петля» (Loop Lighting)

При освещении типа «Петля» на щеке модели появляется небольшая тень от носа. Чтобы построить такую схему света, нужно установить источник света чуть выше уровня глаз модели и расположить его в 30-45 градусах от камеры (угол установки света зависит от типа лица).

Освещение типа «Петля» (Loop Lighting). На левой щеке есть небольшая тень от носа. Однако при «петле» тень от носа НЕ касается тени от самой щеки. Тень должна быть маленькой и смотреть вниз. │ Иллюстрация SNEG5.com

При этом источник света не стоит устанавливать слишком высоко, иначе тени станут некрасивыми, а из глаз исчезнут блики. Схема освещения «петля» — один из самых популярных видов освещения портрета, поскольку свет легко расставить, и он подходит большинству моделей.

На этой схеме освещения типа «Петля» черный фон – это деревья на фоне моделей. Солнце светит из-за деревьев, но зелень находится в тени. Слева от камеры установлен белый лайт-диск, который отражает свет на лица молодоженов.

Освещение типа «Петля» (Loop Lighting). Для наглядности на первом фото контрастность увеличена на 50%. Второе фото переведено в штриховое. │ Иллюстрация SNEG5.com

Необязательно, чтобы на лайт-диск падали лучи солнца, даже без них можно хорошо осветить лица. Меняйте положение лайт-диска, чтобы получить нужное направление света. Для освещения типа «Петля» отражатель был установлен в 30-45 градусах от камеры, выше уровня глаз моделей, чтобы «петля» тени от носа была направлена в сторону губ.

Примечание: Очень часто начинающие фотографы устанавливают отражатель ниже уровня глаз моделей и направляют его вверх. Это приводит к тому, что лица освещаются в неестественном направлении света – снизу вверх. Не допускайте таких ошибок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий