Подходящие опоры освещения и светильники
Для декоративного освещения подходят торшерные опоры освещения высотой 3-5 м. На них размещают венчающие светильники. Торшерные опоры хороши тем, что представлены большим количеством моделей, которые отличаются вариантами применяемых светильников.
Особенно часто используют LED-лампы – безопасные, нетребовательные в уходе и долговечные (50-100 тыс. часов)
Еще они не несут никакого вреда при разбитии, не мерцают и не нагреваются, что важно для организации освещения на территории детских учреждений
Всем известно, что освещение внутри и снаружи помещений оказывает непосредственное воздействие на человеческое самочувствие. При этом наибольшее влияние освещение оказывает на детей
Поэтому предельно важно, чтобы они находились в комнатах, где соблюдены все нормы освещения
Причем особое внимание в данном вопросе падает на дошкольные учреждения — детские сады
В сегодняшней статье мы постараемся коснуться всех ключевых аспектов, которые важны для правильной организации освещения в детском саду.
Типы светильников
Грамотное освещение площадки состоит из комбинации различных светильников, которые подходят для эффективного зонирования. При обустройстве применяют обширный набор мачт и прожекторов, магистральные светильники, а также встроенные в землю светильники, которые устанавливаются вдоль пешеходных дорожек, и клумбовую подсветку.
Классификация светильников, применяемых для наружного освещения детских площадок во дворах, ведется с учетом типа используемой лампы:
- Металлогалогенная.
- Светодиодная (светодиодное освещение для детских площадок пользуется спросом благодаря высокому эксплуатационному ресурсу и цветопередаче).
- Натриевая (радует высокой светоотдачей).
- Люминесцентная.
- Ртутная (дешевле аналогов, имеет не самые оптимальные характеристики, поэтому с каждым годом используется всё реже).
Организация подсветки на игровых площадках садов
Как и любая система подсветки, освещение прилежащей территории детских садов и игровых площадок должна планироваться еще на стадии проекта. Ведь после возведения здания и обустройства прилежащей территории, внести изменения в систему подсветки будет уже проблематичне. Здесь, так же как и внутри здания, имеется два типа освещения:
естественное (основное). Для оптимального уровня естественной подсветки игровые территории располагают на открытых пространствах с минимальной затененностью. Естественное освещение здесь так же должно соответствовать нормам инсоляции. Эти нормы предписаны в СанПиН. Инсоляция здесь — от 3 часов (не меньше) для 50% площади площадки;
Игровая площадка в саду
искусственная подсветка. Организуется по-разному, но всегда должна опираться на нормы, указанные в регламентирующих документах.
Для искусственной подсветки игровых площадок следует руководствоваться следующими параметрами:
- горизонтальная средняя освещенность (Eср). Данный показатель должен составлять не менее 10 люкс;
- соотношение минимальной освещенности к ее среднему значению (Eмин/Eср ). Этот параметр составляет 0,3 (как минимум).
Для расчета уровня освещенности детской площадки можно использовать специальные онлайн-программы. Одной из таких является программа Light-in-Night Road (разработчик — «БЛ ГРУПП»). Расчет здесь предельно прост: в полях нужно просто указать нужные параметры и программа сама проделает все необходимые вычисления. Для подсветки игровых площадок сегодня все чаще используют светодиодные светильники, которые оборудованы специальным антивандальным и влагозащищенным корпусом. Хотя здесь могут вполне использоваться и люминесцентные осветительные приборы.
Организация подсветки на игровых площадках садов
Как и любая система подсветки, освещение прилежащей территории детских садов и игровых площадок должна планироваться еще на стадии проекта. Ведь после возведения здания и обустройства прилежащей территории, внести изменения в систему подсветки будет уже проблематичне. Здесь, так же как и внутри здания, имеется два типа освещения:
естественное (основное). Для оптимального уровня естественной подсветки игровые территории располагают на открытых пространствах с минимальной затененностью. Естественное освещение здесь так же должно соответствовать нормам инсоляции. Эти нормы предписаны в СанПиН. Инсоляция здесь — от 3 часов (не меньше) для 50% площади площадки;
искусственная подсветка. Организуется по-разному, но всегда должна опираться на нормы, указанные в регламентирующих документах.
Для искусственной подсветки игровых площадок следует руководствоваться следующими параметрами:
- горизонтальная средняя освещенность (Eср). Данный показатель должен составлять не менее 10 люкс;
- соотношение минимальной освещенности к ее среднему значению (Eмин/Eср ). Этот параметр составляет 0,3 (как минимум).
Для расчета уровня освещенности детской площадки можно использовать специальные онлайн-программы. Одной из таких является программа Light-in-Night Road (разработчик — «БЛ ГРУПП»). Расчет здесь предельно прост: в полях нужно просто указать нужные параметры и программа сама проделает все необходимые вычисления. Для подсветки игровых площадок сегодня все чаще используют светодиодные светильники, которые оборудованы специальным антивандальным и влагозащищенным корпусом. Хотя здесь могут вполне использоваться и люминесцентные осветительные приборы.
Освещение в детских садах по СанПиН
В детских учреждениях по СанПиН 2022 года обязательно должно быть верхнее, боковое или двустороннее естественное освещение.
Параметры инсоляции и освещения солнечным светом в дошкольных учреждениях изложены в таблице 5.59 в п.166 СанПиН.
Согласно таблице совокупная длительность инсоляции составляет:
- 2,5 часа для северной зоны в весенне-летний период.
- 2 часа для центральной зоны в тот же период.
- 1,5 часа для южной зоны в период с 22 февраля по 22 октября.
В этот период включается минимум 1 час в случае, если инсоляция прерывается по объективным причинам. Весенне-летний период – с 22 апреля по 22 августа. Расчет параметров инсоляции выполняется по инсоляционным графикам и солнечным картам.
Нормативы величин естественного света в детских учреждениях в зависимости от назначения помещений согласно табл. 5.54 п.161 СанПиН:
- КЕО при верхнем световом потоке – 2-4%.
- КЕО при боковом световом потоке – 0,5-1,5%.
Общие параметры для искусственного освещения по СанПиН следующие:
- освещенность – 75-400 лм.
- UGR – 14-18.
- Кп – 10-20%.
Виды аварийных светильников
С местами установки определились, переходим к
светильникам. Они бывают постоянного и непостоянного действия.
В чем здесь разница? Первые работают совместно с основной системой освещения и когда напряжение исчезает, они продолжают гореть, но уже с меньшей мощностью.
Такие светоточки должны выделяться среди обычных. Их в обязательном порядке маркируют большой буквой “А” красного цвета.
Непостоянные в нормальной ситуации не горят, а включаются
только при аварии. Аварийные светильники могут быть как со встроенными блоками
питания (более дорогие модели), так и подключаться к выносным БАП.
По ГОСТ время работы эвакуационного освещения должно быть
не менее 1 часа. Как вы понимаете, обеспечить такую продолжительность может
только хороший аккумулятор. Ни о каких батарейках речи здесь не идет.
Естественное освещение – обязательно
Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать помещения с временным пребыванием людей, помещения, которые определены соответствующими сводами правил и стандартами организаций на проектирование зданий и сооружений, а также помещения, размещение которых разрешено в подвальных этажах зданий и сооружений.
Сколько окон должно быть в помещении и какого размера? Определить это помогает коэффициент естественной освещенности (КЕО). Он вычисляется в процентах и представляет собой отношение естественной освещенности, создаваемой в расчетной точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременно измеренному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; при этом участие прямого солнечного света в создании той или другой освещенности исключается.
Где именно находится расчетная точка? Это зависит от назначения помещения:
- для детских садов: в групповых и игровых помещениях дошкольных образовательных организаций, изоляторах и комнатах для заболевших детей – расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
- для школ: в учебных и учебно-производственных помещениях общеобразовательных организаций, интернатов, профессиональных образовательных организаций – расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
- в остальных помещениях жилых и общественных зданий – расчетная точка расположена в центре помещения на рабочей поверхности.
Рабочая поверхность для помещений, в которых люди работают за столами, принимается на высоте 0,8 м от уровня пола. В помещениях спортивного назначения и других, где нет столов или они не играют существенной роли – на уровне пола.
При расчете естественного освещения помещений в условиях застройки учитывается также коэффициент отражения от фасадов противостоящих зданий, в зависимости от строительных и облицовочных материалов, примененных на них.
Учитывается и такой параметр, как световой климат: совокупность условий естественного освещения в той или иной местности (освещенность и количество освещения на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемых рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния и альбедо подстилающей поверхности) за период более десяти лет.
Говоря более понятным языком, это особенности естественного света в данной местности – ведь даже не профессионалу понятно, что в Краснодарском крае и Мурманской области они не одинаковы.
Коэффициенты светового климата различны в зависимости от группы административного района и ориентации световых проемов по сторонам горизонта (окна, выходящие на север, дают меньше света, чем выходящие на юг).
Совмещенное освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным в течение полного рабочего дня, не допускается в жилых комнатах домов и общежитий, групповых и игровых детских дошкольных учреждений.
Нормы освещения в детском саду
Законодательно установленные нормы освещения детских садов регулируются документами СНиП и СанПин. Также в отдельных регионах существуют дополнительные законодательные акты, которые определяют, каким должно быть освещение в детских дошкольных учреждениях. Рассмотрим требования на федеральном уровне.
Требования к освещению в детском саду по СНиП
СНиП – это строительные нормы и правила, основной документ, который определяет нормы освещенности в разных типах зданий и помещений. Для детских дошкольных учреждений определены такие нормы освещенности в люксах (лк):
- В коридорах и приемных –200 лк;
- В раздевальных комнатах – 300 лк;
- В группах, музыкальных залах и игровых помещениях – 400 лк;
- В спальных комнатах – 100 лк;
- В медицинских кабинетах – 200 лк;
- В изоляторах для заболевших детей – 200 лк.
Предельное значение коэффициента пульсации, установленное в требованиях к освещению в детском саду по СНиП, составляет 15% для всех помещений, кроме музыкальных залов, игровых комнат и групп. Там допустимый предел пульсации составляет 10%.
Освещение в детском саду по СанПин
Согласно п. 7.1-7.10 СанПиН 2.4.1.3049-13 в детском саду освещение должно соответствовать таким критериям:
- Свет в помещениях должен быть равномерным;
- Все осветительные приборы находятся в исправном состоянии;
- Вышедшие из строя лампы хранятся отдельно и утилизируются в законодательно установленном порядке;
- Светильники в детских помещениях должны иметь светорассеивающую арматуру, а в зоне пищеблока защиту от влаги и пыли.
Освещение в детском саду по СанПин призвано обеспечить здоровое и успешное развитие детей, предупреждение их утомляемости, появления проблем со зрением.
Почему светодиодные светильники подходят для детского сада?
В современных детских садах все чаще устанавливают светодиодные светильники. Они долговечны, безопасны при эксплуатации и разбитии, не мерцают, не требуют специального ухода, слабо нагреваются в процессе работы, и экономят электроэнергию. Кроме того, именно среди LED-светильников можно подобрать прибор с оптимальными характеристиками яркости и цветовой температуры.
В нашем каталоге можно выбрать приборы для любых помещений в детских садах. К примеру, для освещения групп и игровых комнат мы можем порекомендовать светильник LeDron LTD0291 20W Y 3000K – накладную модель в форме плоского цилиндра, с рассеивающим эффектом, яркостью в 1800 Lm и цветовой температурой в 3000K (теплый белый спектр). Обращайтесь за консультацией!
Предисловие к резюме
Существует на самом деле еще огромное количество разнообразных нюансов, особенностей и параметров качества и комфортности освещения. Однако, целью данной статьи отнюдь не являлось энциклопедическое и дотошное изложение их всех. С одной стороны, «чем дальше в лес – тем толще партизаны». А с особо толстыми партизанами иногда и светотехнику с большим дипломом не сдюжить. С другой стороны – хотелось разъяснить обычному человеку основные понятия и аспекты и дать пару практических советов. И преподнести их не как «висящие в воздухе» аксиомы, а пояснить «откуда ноги растут» с точки зрения здравого (по мере способностей автора) смысла. Надеюсь, хотя бы отчасти, у меня это вышло.
Мысли вслух
«Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»В. В. Маяковский
Биологическая жизнь вида – непрерывный круговорот одних и тех же действий: рождение – взросление – воспроизводство – воспитание потомства – уход за ненадобностью/за истечением срока действия. И совершенно неудивительно, что забота о своем потомстве – один из основных инстинктов подавляющего большинства биологических видов на нашей планете, ибо отсутствие такой заботы прямо приводит к вымиранию вида в целом. А желание жить не чуждо никому. Человек также не чужд данной традиции, благодаря чему нет для нас более трепетного объекта заботы, чем наши дети. Мы следим, что они едят, как одеваются, воспитываем их по мере своих способностей и вообще – с радостью даем самое лучшее. А уж как мы заботимся об их здоровье… Есть ли для нас вообще что-то важнее? Вряд ли. И если дома мы можем оградить их от различных, с нашей точки зрения, вредных факторов (сквозняк/злоупотребление телевизором/вредные привычки и т.д.), то процесс в школе нами слабо контролируем. В этом номере хотелось бы поговорить об одной из возможных неприятностей для здоровья ребенка в детском саду или школе – а именно об освещении.
В свое время мы даже не задумывались, как могут влиять на нас светильники над нашими партами. Да, в общем-то, в то время и выбор был невелик: чаще всего это были люминесцентные лампы, про свойства которых мало кто думал вследствие отсутствия выбора. (О, это вызывающее ностальгию, металлически позвякивающее мигание светильников после щелчка выключателя в классе!). Зато сейчас, с появлением разнообразия источников света, в спекулятивной научной среде идут целые баталии о пользе и вреде тех или иных ламп. Зачастую, проводимые исследования имеют диаметрально противоположные выводы по поводу одного и того же вопроса. Дьявол, как обычно, кроется в мелочах – потому умалчивая одни и раздувая другие можно получить любой необходимый результат. Часто, результаты исследования легко предсказать, просто посмотрев на то, кто был его инициатором, не читая выводы. Звезды ведь просто так не зажигают… Но давайте пока просто порассуждаем, исходя из логики, собственного опыта и не залезая до поры до времени в высоконаучные дебри.
На данный момент существует непроверенная гипотеза, согласно которой человек, как биологический вид, появился и развился на планете Земля вследствие эволюции. Более того, согласно этой теории – внешний вид, внутренние органы и органы чувств человека формировались и оптимизировались под постоянным воздействием окружающих его природных факторов. Исходя из этого, можно предположить, что самым естественным и благоприятным для нас источником света является Солнце – миллионы лет адаптации просто не могли пройти бесследно. Также наблюдения показывают, что человек (во всяком случае – большинство) является дневным животным. Ночью он спит, днем – бодрствует. И есть подозрение, что смена этих состояний как-то связана с циклом ночь/восход/день/закат. Возможно, Солнце и дает нам каким-то образом команды просыпаться и засыпать? Запомним эту мысль.
Теперь попробуем представить себе место на природе, в котором нам было бы максимально уютно устроиться и почитать учебник книжку. Вряд ли это окажется горная вершина, пляж или пустыня в солнечный день. Эволюция эволюцией, но на прямом солнце мы можем получить ожог, перегреться, да и слишком яркий солнечный свет вызывает желание надеть темные очки. Зато вот летним деньком в светлом сосновом лесу или в тени пышной кроны какого-нибудь дерева, да еще если солнышко за легким облачком – то почему бы и нет? Только не в самый полдень – на мой взгляд, все-таки, ярковато. Но – кому как.
Таким образом, идеальный искусственный источник света для создания комфортных условий бодрствования и занятия чтением или учебой должен быть как можно ближе по своему спектру к тому, который мы имеем, допустим, летом в тени дерева посреди зеленой лужайки. При этом давать рассеянный, не дающий жестких теней свет. Я бы от такого точно не отказался! Однако, здесь следует отдельно заметить, что этот спектр будет далеко не идентичен свету от неба/Солнца (как источника света). В тени, да посреди зелени, переотражения и фильтрация исходного света окружающими предметами меняют спектр достаточно сильно. Например, зелень с удовольствием съедает синюю и часть красной составляющей спектра, так что определение того, что же долетает до нас, когда мы нежимся в тенечке – вопрос отдельного исследования (рис. 1).
Рис. 1. Примеры спектральных распределений интенсивностей излучения различных источников света: свет от ясного голубого неба, среднедневной солнечный свет, свет лампы накаливания.
Как подключить БАП к аварийному светильнику
Что же делать в итоге простому владельцу магазина или
здания, который не может позволить себе закупить специализированные
светильники, но все требования проверяющих органов выполнить обязан?
На выход приходят другие БАП. С их помощью ваши
светодиодные светильники потолочного исполнения буквально за 15-20 минут легко
переделываются и превращаются в аварийные.
Вот пример монтажа такого изделия от компании Белый Свет.
Любой грамотный электрик может выполнить данную работу.
Блок называется BS-81-B1-LED. В комплекте с ним идет:
источник аварийного питания
аккумуляторная батарея
наклейка с красной буквой А
индикаторы
кнопка ТЕСТ
светодиодный модуль малой мощности
Для монтажа разбираете свой потолочный светильник и
устанавливаете в нем клеммную колодку для подключения четырехжильного кабеля.
Блок аварийного питания и его АКБ приклеиваете на
двухсторонний скотч в любом свободном месте.
Посередине закрепляете готовый светодиодный модуль.
В корпусе просверливаете два отверстия и выводите через
них кнопку ТЕСТ и индикатор заряда батареи.
Открываете контактные колодки блока.
Два провода от индикатора заряда АКБ подключаете на соответствующие клеммы (ориентируйтесь по надписям и схеме на корпусе).
Рядом подключаете кнопку тест.
Далее от клеммной колодки светильника заводите питание 220В (L-фаза, N-ноль).
Светодиодный модуль подсоединяете к источнику БАП
(соблюдайте полярность!).
На оставшиеся две нижние клеммы сажаете аккумулятор.
Так как это общий светильник, то запускается он через
обычный выключатель света. Для нормального освещения фаза с распредкоробки
поступает через этот самый выключатель. Ничего менять не нужно.
А вот для организации аварийной подсветки эту же фазу,
уже минуя выключатель придется запустить на смонтированный БАП. Общая схема
подключения будет выглядеть следующим образом:
Все провода внутри светильника можно соединить как через
клеммную колодку, так и через быстрозажимные Ваги. Таким образом при переделке
обычного светодиодного светильника в аварийный для эвакуационного освещения,
вам потребуется протянуть всего один дополнительный проводок.
После монтажа проверяйте работоспособность схемы.
Отключаете общий автомат питания в щитовой и смотрите, чтобы модуль малой
мощности, который вы закрепили посередине, загорелся.
При отключении света выключателем ничего произойти не
должно.
На всех светильниках со встроенными БАП питающая сеть идет через выключатель, а контрольная сеть 220В идет помимо него!
И независимо от того, включен или выключен выключатель,
через второе питание:
во-первых, идет зарядка встроенной батареи
во-вторых, контролируется наличие напряжения в помещении вообще
Ошибка
Если вы подключите все по одной проводке через выключатель, то при каждой его коммутации, светильник будет переходить в аварийный режим. Даже когда этого не нужно.
То же самое касается и выносных блоков БАП.
Вы должны четко разделять и не путать понятия
эвакуационное, рабочее и дежурное освещение. Последнее включается в случае
исчезновения основного в ручном режиме и работает все время, пока отключено
рабочее.
Например, в ночное время.
А вот аварийное освещение запускается автоматически при
исчезновении U на питающем вводе в здание или
помещение. Там, где нет автоматической системы переключения, дежурные электрики
реально запариваются.
Вечером отключи рабочее и эвакуационное, включи дежурное. Утром выключи дежурное и включи рабочее и эвакуационное. При этом в обязательном порядке следует убедиться, что все светильники эвакуационного работают.
Определяемся с понятием
Естественное освещение
Прежде всего, нужно разобраться, что представляет собой освещенность комнаты, а потом уже можно определять для нее нормы в четкой зависимости от ее предназначения.
В современном мире при строительстве и внутренней отделке помещений существует такое понятие как уровень освещенности. Именно на его расчете базируется создание электропроводки в комнате
Поэтому на этот аспект нужно обязательно обращать внимание при планировании освещения или его изменении абсолютно в любой жилой комнате.
Сегодня в каждом доме используется два типа освещения:
естественное – как можно догадаться, создается солнечным светом благодаря наличию в стенах окон. Считается оптимальным для человеческого зрения, так как сопровождает человечество на всем протяжении его жизни, начиная с начала времен;
- искусственное. Эффективное применение стало возможным с открытием электричества и повсеместной электрификации. Должно быть максимально приближено к естественному, чтобы минимизировать негативные влияния на зрительную систему.
Вместе они создают комбинированное освещение, которое будет оптимальным для работы и отдыха людей.
В статье речь пойдет о втором типе, ведь если естественное освещение подкорректировать трудновато, то искусственное освещение находится всецело в нашей власти и правильно его организовать нам по силам. Хотя как раз с этим у большинства из нас могут возникнуть проблемы, и помочь разобраться в таком непростом вопросе постарается наша статья.
Для создания искусственного света в жилой комнате используют самые разнообразные осветительные приборы:
СНиП
- люстры;
- точечные светильники;
- настенные лампы;
- ночники и настольные светильники;
- напольные торшеры.
При этом существует огромное разнообразие различных гирлянд и лампочек, которые могут навешиваться в декоративных целях. Все эти приборы создают определенный уровень освещенности в помещении, где располагаются. В итоге они формируют уровень света в комнате, делая его оптимальным, недостаточным или избыточным.
Вы вправе выбрать для освещения комнаты абсолютно любой тип осветительного прибора. Но здесь существует еще один маленький нюанс – источник света. На сегодняшний день в его роли могут выступать:
- светодиодные лампочки – наиболее популярны и востребованы на сегодняшний день;
- люминесцентные лампы;
- металлогалогенные и галогенные источники света;
- неоновые лампы;
- лампочки накаливания.
Все они имеют разные технические показатели.
Цвета и стили
Не менее требователен выбор цвета предметов декора и освещения для коридоров. В маленьких прихожих лучше использовать более темные оттенки, иначе в светлых тонах помещение станет еще меньше. Для зрительного увеличения комнаты стены должны быть более светлыми по сравнению с мебелью. Если коридор содержит более одной двери, их нужно окрашивать в яркие оттенки, которые будут выделяться на фоне «бледных» стен
Такое дизайнерское оформление отвлечет внимание от маленьких форм комнаты
Учитывайте соответствие цветов определенному стилю интерьера:
- Минимализм подразумевает применение менее ярких цветов — белого, черного и их оттенков. Хорошо сочетается с натуральными материалами, а люстры и другие потолочные/настенные светильники лучше выбирать максимально простых форм без элементов роскоши.
- Хай-тек ассоциируется с использованием стекла и серебристых металлических изделий. Цвет «серебра» основной, но его можно комбинировать с другими. Уместно применение монотонных осветительных приборов от пола до потолка.
- Стиль поп-арт предпочитает яркое и красочное освещение. Установите на потолок разноцветную люстру и добавьте яркую светодиодную ленту.
- В классицизме используются коричневые, песочные оттенки. Подойдут красивые настенные бра, украшенные позолотой, либо кованая хрустальная люстра. Все зависит от габаритов комнаты — в идеале это должна быть просторная прихожая.
- От размеров коридора зависит оформление в стиле ампир. Нельзя использовать полутона! Для акцентирования внимания применяют яркие красные, золотые либо более нежные голубые светильники.
Непосредственно монтаж группы освещения детской
Когда у нас выбрано количество, мощность и тип светильников можно перейти непосредственно к монтажу. Этот процесс не менее ответственный, чем этап планирования.
Прежде всего в квартирном или этажном групповом щитке устанавливаем групповой автомат детской. После него лучше установить отдельный автомат УЗО. И хотя нормы ПУЭ этого не требуют, такая дополнительная защита не будет лишней.
Установка автомата УЗО для группы в детской
- От автомата УЗО провод идет к распределительной коробке в детской. Провод должен соответствовать по сечению суммарной нагрузке в комнате.
- Распределительную коробку обычно монтируют над входом в помещение как показано на видео. Дабы не монтировать дополнительных распределительных коробок желательно все соединения выполнить в одной.
- Непосредственно от нее провода будут расходится к отдельным электрическим точкам. Провода прокладывают на высоте в 10 – 20 см от потолка. При этом следует избегать углов отличных от 90⁰.
- В каждой электрической точке следует оставить запас достаточный для повторного подключения, а то и двух. Это позволит вам увеличить ремонтопригодность электрической точки, при этом цена такого запаса составит сущие копейки.
https://youtube.com/watch?v=kdYqBBgItOc
Регламентирующие документы по освещенности дошкольных учреждений
На сегодняшний день уровень освещенности для различного рода сооружений (дома, промышленных цехов и образовательных учреждений) регламентируется соответствующей документацией. Поэтому установка любой системы освещения (наружной или внутренней) проводится только на основании имеющихся норм.
Для дошкольных учреждений, впрочем, как и для других объектов, нормы прописаны в следующих документах:
СНиП. Этот документ является основным и расшифровывается как «строительные нормы и правила». На него следует опираться при сооружении зданий разного назначения. Данный документ представляет собой свод нормативных документов, принятый соответствующими исполнительными инстанциями для строительной сферы. В СНиП имеются такие разделы, как общие положения, сметные нормы и правила, нормы проектирования, а также правила производства и приема работ. Здесь прописаны нормы по уровню освещенности для жилых и нежилых сооружений;
Нормы СНиП для сада
Нормы СанПин (пример)
СанПин. Это дополнительная документация, которая содержит нормы, обязательные для учета при организации системы подсветки в детских садах. СанПин — это «санитарные нормы и правила»
Отдельно стоит отметить, что нормы СанПин следует брать во внимание работе со СНиП. Нормы СанПин охватывают области проектирования и эксплуатации сооружающихся зданий и предприятий
Кроме вышеописанных документов (СНиП и СанПин) в каждом регионе страны могут существовать дополнительные нормативно-правовые акты, чьи нормы также следует учитывать при возведении зданий различного предназначения. Например, Москва имеет МГСН, что расшифровывается как «Московские городские строительные нормы». Эти нормы считаются действительными по территории Москвы. В данной ситуации МГСН можно рассматривать как уточнение и дополнение к СНиП и СанПин. Такие нормы распространяются на строительство и проектирование различных многофункциональных комплексов и зданий.
Требования к освещению в дошкольных учреждениях
Чтобы правильно организовать освещение в любом помещении или на улице, не только подсветку детского сада, включая прилежащие к зданию территории, нужно знать основные положения. Освещенность представляет собой световую величину, которая равняется отношению светового потока на конкретный небольшой участок поверхности к его площади. Она измеряется в люксах.
Визуальная демонстрация люкса
Люкс представляет собой один люмен, поделенный на метр квадратный. Он представляет собой показатель, на который должны равняться нежилые и жилые сооружения. Для него существуют нормы международного и отечественного порядка, которые указаны в соответствующей документации (СНиП, СанПин и др.).
Подсветка детского сада в ночное время
Уровень освещенности может относиться как к определенной зоне (территории, например, лестничной клетке), так и ко всему помещению. Заметьте, нормы указаны по отношению к поверхности рабочего пространства. К этому понятию относится как пол, так и лестничная клетка или детская площадка.
Вместе с тем, имеются нормы и для специализированного варианта освещения. Сюда относится система наружного освещения охранного типа, которая функционирует в ночное время на территории детского сада.
Помимо этого необходимо аварийное освещение, которое позволит детям и персоналу дошкольного учреждения при необходимости быстро и безопасно покинуть здание. Отдельно стоит отметить, что в планировке детских садов особое место занимает подсветка игровых площадок, на которых воспитатели выводят детей во время прогулок. Наружное освещение таких площадок и всей принадлежащей учреждению территории также подчиняется соответствующим нормам и требованиям (по СНиП и СанПин), особенно в ночное время. Это же касается и лестничной клетки, как снаружи, так и внутри здания.