Особенности освещения школьных спортзалов
Освещение для спортзала школы следует подбирать особенно тщательно и соблюдать все требования нормативных актов. Чтобы рассчитать количество светильников, нужно определить суммарную освещенность, которая требуется для помещения и разделить ее на показатели выбранного оборудования. При этом все варианты должны отвечать таким требованиям:
- Показатели мерцания как можно ниже. По возможности уменьшить их, чтобы исключить негативное влияние на зрение. Для этого подбирать современные виды источников света.
Свет не должен слепить человека независимо от его местоположения в спортзале. Стоит выбирать плафоны с рассеянным освещением, которые дают нужную яркость.
- Лучше всего, если искусственное освещение будет максимально приближено к естественному.
Виды ламп
Для детских залов лучше всего использовать качественные источники света. Поэтому рассматривать недорогие и не самые надежные решения не стоит, для установки лучше всего применять один из двух вариантов:
Люминесцентные лампы экономно потребляют электроэнергию и при этом почти не нагреваются во время длительной работы. Они могут быть как виде трубчатых светильников, так и в компактном исполнении под стандартные патроны. По качеству света это неплохое решение, но при этом у него показатели мерцания близки к предельным. Светильники должны работать через пускорегулирующее оборудование.
Светодиодные варианты – лучшее решение для детских спортивных залов на сегодня. Они обеспечивают яркий однородный свет с показателем мерцания менее 1%, при этом срок службы лампочки составляет от 50 000 часов и более
По энергопотреблению это самый экономичный вариант, что тоже важно при частом включении оборудования.
Кстати! Кроме основного освещения необходимо обязательно предусмотреть и аварийное на случай эвакуации при прекращении подачи электроэнергии.
Как выбрать светильник
Лучше всего искать готовые варианты, специально предназначенные для спортивных залов. Они имеют нужные показатели и распределяют свет правильно, чтобы обеспечить однородность и минимальный перепад освещенности. Помнить следующее:
- Стоит использовать светильники с углом раскрытия светового потока в 120 градусов. Их удобно располагать вдоль помещения, чтобы свет распределялся равномерно и обеспечивал хорошую видимость на всех участках.
Все оборудование должно идти в небьющемся корпусе, который защитит светильник от случайного попадания мяча или другого предмета. Чаще всего есть металлический защитный каркас.
- Линза или плафон по возможности должны рассеивать свет, чтобы исключить ослепление и дискомфорт зрения.
- Характеристики подбираются под конкретный спортзал с учетом высоты расположения и угла наклона.
Чаще всего для обеспечения нормальных показателей освещенности сочетают два типа светильников или более.
Особенности организации образовательных учреждений
Школы в нашей стране рассчитаны для обучения детей, входящих в разные возрастные группы. Так в младшей школе обучаются еще совсем маленькие дети, а в средней и старшей уже постарше. Поэтому требования и нормы, предъявляемые для класса, будут отличаться в зависимости от того, какого возраста здесь будут обучаться дети.
Помещение школы
Дети в школе проводят большую часть дня, занимаясь самыми разнообразными действиями:
- пишут и читают;
- занимаются изобразительным искусством и трудов;
- занимаются спортом;
- отдыхают на переменках;
- кушают в столовой;
- проводят лабораторные занятия в кабинетах химии и физики.
Чтобы все манипуляции, описанные выше, проходили качественно и безопасно, необходимо создать правильное освещение не только учебного класса и отдельного рабочего места каждого ребенка, но и коридоров и спортзалов.
Стоит отметить, что неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость каждого школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования. Эти нормы и требования прописаны в специальной документации (СанПин и СНиП).
Нормы уровня освещенности для школ
В этих документах, особенно в СанПин описаны все нормы и требования, которые следует учитывать при организации каждого рабочего места для школьника, а также уровня освещенности для любых образовательных помещений.
По этой причине именно образовательным учреждениям в СанПин и СНиП отводиться достаточная часть. Здесь прописаны все нормы и требования, которые обязательно стоит учитывать при организации освещенности школы. Здесь стоит отметить, что требования и нормы, указанные в СанПин нужно применять ко всем типам освещения (искусственное и естественное) и с оценкой особенностей каждого отдельного помещения:
- учебного класса и отдельного рабочего места для школьника;
- коридора;
- столовой;
- спортзала;
- лабораторных кабинетов и т.д.
Поэтому в каждом помещении, как говорят требования и нормы указанные в СанПин и СНиП касательно уровня освещенности, должны использоваться свои типы светильников (могут быть светодиодными, люминесцентными и т.д.), обладающие определенными характеристиками.
Мощность
От показателя напрямую зависит, какую площадь участка получится осветить при помощи одного прожектора
. К тому же установка нескольких мощныхсветодиодныхпрожекторов обойдется дешевле, чем приобретение большого количества слабых устройств.
При выборе мощности нужно учитывать не только стоимость прожекторов
, но и основную цель их установки. Если нужно просто осветить определенный участокдачи (например, вход на территорию), стоит приобрестипрожектор на 30–70 Вт. Один такой прибор охватывает около 100 м² площади.
Для декоративной подсветки стоит использовать светодиодные прожекторы
небольшой мощности, способные создать мягкий рассеянный свет и подчеркнуть элементы декорирования участка. С такой задачей справятся устройства на 10–20 Вт.
Регламентирующие документы по освещенности дошкольных учреждений
На сегодняшний день уровень освещенности для различного рода сооружений (дома, промышленных цехов и образовательных учреждений) регламентируется соответствующей документацией. Поэтому установка любой системы освещения (наружной или внутренней) проводится только на основании имеющихся норм.
Для дошкольных учреждений, впрочем, как и для других объектов, нормы прописаны в следующих документах:
СНиП. Этот документ является основным и расшифровывается как «строительные нормы и правила». На него следует опираться при сооружении зданий разного назначения. Данный документ представляет собой свод нормативных документов, принятый соответствующими исполнительными инстанциями для строительной сферы. В СНиП имеются такие разделы, как общие положения, сметные нормы и правила, нормы проектирования, а также правила производства и приема работ. Здесь прописаны нормы по уровню освещенности для жилых и нежилых сооружений;
Нормы СНиП для сада
Нормы СанПин (пример)
СанПин. Это дополнительная документация, которая содержит нормы, обязательные для учета при организации системы подсветки в детских садах. СанПин — это «санитарные нормы и правила»
Отдельно стоит отметить, что нормы СанПин следует брать во внимание работе со СНиП. Нормы СанПин охватывают области проектирования и эксплуатации сооружающихся зданий и предприятий. Кроме вышеописанных документов (СНиП и СанПин) в каждом регионе страны могут существовать дополнительные нормативно-правовые акты, чьи нормы также следует учитывать при возведении зданий различного предназначения
Например, Москва имеет МГСН, что расшифровывается как «Московские городские строительные нормы». Эти нормы считаются действительными по территории Москвы. В данной ситуации МГСН можно рассматривать как уточнение и дополнение к СНиП и СанПин. Такие нормы распространяются на строительство и проектирование различных многофункциональных комплексов и зданий
Кроме вышеописанных документов (СНиП и СанПин) в каждом регионе страны могут существовать дополнительные нормативно-правовые акты, чьи нормы также следует учитывать при возведении зданий различного предназначения. Например, Москва имеет МГСН, что расшифровывается как «Московские городские строительные нормы». Эти нормы считаются действительными по территории Москвы. В данной ситуации МГСН можно рассматривать как уточнение и дополнение к СНиП и СанПин. Такие нормы распространяются на строительство и проектирование различных многофункциональных комплексов и зданий.
Освещение общественных зданий
Существует два типа нормируемых показателей, по которым общественные помещения относят к той или иной категории:
- ориентация плоскости нормируемой освещенности – горизонтальной или вертикальной.
- высота освещенной плоскости над полом в метрах.
Большинство общественных помещений относится к категории Г-0,8. Это значит, что в них имеется горизонтальная плоскость нормирования освещенности высотой до 0,8 м от пола. Для вертикальных поверхностей – это экраны мониторов устанавливается категория В-1,2.
Кроме того, согласно табл. 5.54 СанПиН освещения в 2022 году, помещения делятся по категориям соответственно разряду зрительной работы. К категории А относится работа по различению объектов очень высокой точности (размером 0,15-0,3 мм). Это групповые комнаты в детских дошкольных учреждениях, учебные кабинеты в школах, компьютерные классы, читальные залы, мастерские трудового обучения, классные комнаты детских санаториев, торговые залы в супермаркетах, игровые комнаты и парикмахерские.
Параметры освещения по СанПиН категории А:
Естественный свет | Искусственный свет |
---|---|
КЕО при верхнем свете – 3,5-4% | Освещенность – 400-500лк. |
КЕО при боковом свете –от 1,2 до 1,5% | UGR – 14-21. |
Кп –10%. |
Категория Б связана с различением объектов с высокой точностью – 0,3-0,5 мм. Это помещения для посетителей, книгохранилища, раздевальные и изоляторы в детских садах, спортивные залы и столовые в школах, залы компьютерных игр, комнаты матери и ребенка в санаториях, помещения физкультурно-оздоровительных учреждений, предприятия общественного питания, фотосалоны, прачечные, гостиницы, медицинские кабинеты.
Природный свет | Искусственные источники света |
---|---|
КЕО при верхнем свете – 2,5-3% | Освещенность – 200-300лк. |
КЕО при боковом свете – 0,7-1% | UGR – 18-24. |
Кп –15-20%. |
В – объекты средней точности размером свыше 0,5 мм. К помещениям этой категории освещенности по СанПиН в 2022 году относятся приемные покои больниц, бассейны, палаты санаториев, спальные в детских дошкольных учреждениях, библиотечные фонды, лестницы, веранды.
Естественные источники света | Искусственный поток света |
---|---|
КЕО при верхнем свете – 2% | Освещенность –100-150лк. |
КЕО при боковом свете – 0,5% | UGR – от18 до 24. |
Кп – от 15 до 20%. |
К категориям от Г до Ж относят помещения, где осуществляется эпизодическое различение объектов вне зависимости от их размера.
Применение светодиодных светильников для спортивных сооружений
Светодиодные светильники – лучший вариант для освещения спортивных залов и фитнес-центров, что связано с их экономичностью и высоким уровнем яркости.
Параметры светодиодов
В зависимости от спортивного сооружения изменяется схема установки светильников. К каждому спортивному сооружению выдвигаются отдельные требования по норме освещенности, которые прописаны в СНиП и ВСН 1-73.
Вот эти нормы:
- для крытых спортивных объектов освещенность составляет от 100 до 500 лк (помещения в школах, университетах – не ниже 200 лк);
- спортзалы с трибунами – не ниже 500 лк, а в случае организации видеотрансляции параметр возрастает до 1500 лк.
Для трибун, где находятся зрители, освещенность составляет не менее 50 лк.
Коэффициент пульсации – еще один параметр, который важно учитывать при освещении зала. Этот параметр должен быть ниже 20%
И вновь светодиодные источники света идут «впереди планеты всей»: их коэффициент пульсации равен 1%. Исключите мерцание осветительных приборов, которое негативно сказывается на работоспособности и самочувствии спортсменов. Низкое освещение и наличие теней на поверхностях приведет к переутомлению.
Особенности и преимущества светодиодных светильников для спортзала
Светодиодные лампы – это экономичные осветительные приборы, потребляющие минимальное количество энергии. На их установку требуются минимальные затраты, которые быстро себя окупают. При эксплуатации светодиодных ламп происходит имитация дневного света. Если в зале недостает окон, естественное освещение на низком уровне, то идеальным решением станет применение светодиодных приборов.
К другим преимуществам отнесем продолжительный срок эксплуатации – от 50 000 часов, устойчивость к скачкам напряжения в диапазоне от 180 до 250 В, высокой индекс цветовой передачи (85 Ra), обеспечивающий естественный вид объектов, отсутствие искажения и игры светотеней.
В люминесцентных лампах используются пары ртути, из-за чего даже при наличии защитной решетки они представляют угрозу здоровью человека. Особо актуально это в школах, где в помещении могут находиться несколько десятков подростков.
Более дорогостоящие светодиодные приборы дополнительно оснащены регуляторами светового потока, яркости и цветовой гаммы.
Климат контроль: требования к температуре и влажности.
В раздевалках поддерживается 20-22 °C, а в помывочной – не менее 25 °C.
Уроки проводят только в хорошо проветренном помещении и с доступом свежего воздуха в течение урока (п. 6.7).
Открывается 1-2 фрамуги с подветренной стороны, если на улице скорость ветра не более 2 м\с и температура воздуха выше + 5 °C.
Если на улице ниже – 10 °C и ветер более 7 м\с – проветривают зал без наличия учеников не более 1.5 мин., но на больших переменах до 10 мин.
Важно! В зале не должно быть ниже + 14 °C, как только термометр показывает эту цифру – проветривание прекращают
Освещение и лампы в спортзале школы.
Без естественного освещения (без окон) могут быть помещения, где хранятся снаряды, в кладовках и складах, уборные и душевые.
Лампы в спортивных залах ставят люминесцентные (ЛБ, ЛЕЦ, ЛХБ), но допускаются и обычные лампы накаливания, при этом нормативы по яркости освещения снижаются на 2 ступени.
Норматив при люминесцентных – 200 лк, при «лампочках Ильича» — 100 лк. Желательно не использовать эти два типа освещения одновременно, а выбрать что-то одно.
Все лампочки должны быть защищены прочной сеткой от удара мячом. Трубы, батареи закрываются плотной сеткой или деревянными щитами на высоту не более 1.8 м.
Пол в спортивном зале делают деревянным, доски плотно прилегают друг к другу, с хорошей амортизацией, без зацепок и щелей. Окрашивают полы в зале силикатной или эмульсионной краской, чаще коричневого цвета.
Раздевалки при спортивном зале должны быть отдельными для девочек и мальчиков, оборудованы скамейками и крючками для одежды.
Дополнительно, рядом – располагаются туалетные комнаты, душевые кабины со смесителями, горячей и холодной водой.
На полах – решетки для мытья, на стенах – полочки, шкафчики для туалетных принадлежностей. Полы в душевых должны быть выстланы керамической плиткой (мозаичной). Запрещено делать мраморные, цементные полы.
Допускается использовать близлежащие залы, при условии, что они отвечают всем существующим санитарно-гигиеническим правилам. Удаленность зала должна быть небольшой, чтобы ученики успевали на урок.
Загрузка…
Слишком долго?
Перезагрузить документ
|
Открыть в новой вкладке
Что такое изолон
Изолон — это теплоизолятор, представляющий вспененный полиэтилен. Внешне он напоминает тонкий поролон, только более жесткий. Выпускаются разные виды изолона, толщиной от 1 до 16 мм, с фольгированным слоем и без него. Материал полностью устойчив к воздействию воды, непроницаем для водяного пара. Для изготовления светильника потребуется нефольгированный изолон толщиной от 2 мм.
Эксплуатационные особенности
Материал является отличным тепло-звукоизолятором. Часто используется как подложка под напольные покрытия (например, под ламинат). Отличается высокой степенью долговечности — срок службы, заявленный производителями, составляет 90 лет. К достоинствам изолона относят:
- устойчивость к воздействию химических веществ;
- способность нормально работать при температурах от -80° до +80°;
- экологически безопасный материал;
- устойчив к воздействию ультрафиолета.
Несмотря на пористую структуру, материал не впитывает влагу, так как ячейки имеют закрытую форму и не впускают воду в полости.
Светодиодное освещение спортивных объектов
Оснащение спортивных объектов светодиодными светильниками позволяет привести любые спортплощадки в соответствие с жесткими требованиями и обеспечить безопасность, как для спортсменов, так для зрителей на трибунах и телезрителей. Благодаря отсутствию слепящего действия и пульсации приборы создают комфортное освещение и обеспечивают четкое восприятие всех деталей игр и соревнований даже на удалённом расстоянии. Они эффективны и экономичны в эксплуатации.
Для профессионального спортсмена свет является производственной необходимостью. Он может как украсить выступление, так и помешать исполнить сложный элемент. Резкое изменение освещённости или мерцание, например, на ледовой арене, может стоить спортсмену места на пьедестале. Именно поэтому для каждого из спортивных объектов важен свой режим освещения. Так, для такого вида спорта как хоккей с шайбой, освещение помещения, в котором проходят соревнования, не должно составлять менее 1500 люкс, для фигурного катания — 1600 люкс. Минимум же освещенности стадиона, при котором может проходить футбольный матч, составлять 1400 люкс… При этом, чем больше спортивное сооружение, тем сложнее его осветить и тем это энергозатратней – так, крупный стадион в среднем за матч сжигает 1500 киловатт. Таким образом, при освещении того или иного спортивного объекта, необходимо учитывать немало факторов, таких как размеры помещения, вид спорта, количество мест на трибунах и условия эксплуатации.
Сегодня светодиодными системами освещения оборудуются закрытые залы и бассейны, теннисные корты и ледовые площадки. Светодиодные системы оправдывают себя не только со стороны эффективности, они не заменимы в области экономии электроэнергии и неприхотливы в обслуживании. Светодиодные светильники используются, в том числе при необходимости освещения на большой высоте
Они защищены от перепада напряжения, устойчивы к механическим повреждениям, а также от попадания предметов, что не маловажно, ведь во время спортивной игры футбольный или теннисный мяч может угодить в осветительный прибор и повредить его. Более того светодиодные светильники отлично работают в условиях низкой температуры, а значит, незаменимы для ледовых площадок и лыжных трасс
Их можно устанавливать на высоту более 40 метров, монтируя на любую поверхность. Все это говорит об очевидных плюсах светодиодного освещения для спортивных объектов.
Светодиодные светильники идеально подходят как для больших и средних, так для малых спортивных залов, которые имеются в любых школах, колледжах или вузах. Благодаря параллельному расположению светильников, освещение производит рассеивающий эффект. Световой поток распределяется равномерно на весь зал. При выборе светильников необходимо учесть степень освещенности необходимую для того или иного помещения. Свет должен быть везде, поэтому светильники нужно располагать, в том числе над трибунами, спортивными объектами и игровой площадкой. Они могут быть как встроены, так и крепиться непосредственно на стену или мачты. Плюсом светодиодного освещения является и лёгкость монтажа, а также долгосрочный срок эксплуатации.
Все это говорит о преимуществах светодиодных осветительных приборов при освещении различных спортивных объектов и обуславливает стремительный рост их использования в спортивной инфраструктуре.
Светодиодные светильники, прожекторы и лампы обладают:
- Энергоэффективностью
- Не создают эффекта мерцания
- Повышенной механической прочностью
- Большим сроком службы – не менее 50 тысяч часов
- Экологичностью (не требуют специальных условий для утилизации)
- Приятным для глаз спектром излучения
«СИТИ Эксклюзив», 2017
Подключение светильников на 220 В
В отличие от стандартной лампы накаливания, светодиодный светильник требует питания только постоянным током. Поэтому чтобы подключить его от бытовой сети в 220В требуется специальный преобразовательный блок. Приборы, выпускаемые современными производителями, рассчитанные на такой номинал, имеют в своем составе преобразователь, поэтому их можно включать напрямую в розетку.
Существуют три способа, как подключить светодиодный светильники к бытовой сети в 220 В:
- Последовательный.
- Параллельный.
- Лучевой.
У каждого из них есть свои особенности монтажа, плюсы и минусы в применении в различных условиях и технические параметры. Рассмотрим их подробно.
Последовательный
Последовательная схема подключения стандартных светодиодных ламп, предназначенных для сети в 220В, предполагает соединение всех светильников между собой одним проводником. Суть в том, что в начало этой цепочки подается фаза, а к ее концу – ноль. Таким способом она замыкается и каждый из приборов работает в общей системе.
Преимущество такого последовательного подключения заключается в возможности существенно сэкономить на проводке. Для соединения всех светильников требуется одножильный провод, а если в сети 220В используется заземление, то двухжильный, вместо трехжильного кабеля. Недостаток – если одна из люстр перегорит, выключится вся схема, и потребуется поиск вышедшего из строя элемента для его ремонта или замены.
Алгоритм последовательного подключения светодиодного светильника:
- Выполнить монтаж светильников в соответствии с планом.
- Подключить электроприборы освещения проводкой по последовательному способу.
- Подвести жилу с фазой от выключателя к первой люстре.
- Проложить и от распределительной коробки нулевой проводник к последнему осветительному прибору.
- Проверить надежность и правильность всех соединений проводки, завершить установку электрооборудования.
- Подключить напряжение сети 220В, проверить исправность приборов.
Фазный провод к выключателю и нулевой к последнему светильнику в схеме может подходить как напрямую от электрощитка, так и от ближайшей распределительной коробки.
При выборе последовательного метода следует учитывать общее распределение напряжения на каждый источник света. По этой причине в такую систему не ставят более шести светильников, так как яркость их будет значительно снижаться.
Параллельный
В отличие от вышеописанного случая, параллельная схема требует подключать к каждому светодиодному светильнику два проводника – фазу и ноль (или три, если есть заземление) от сети 220В. Недостатком этого способа является повышенный расход кабеля или провода. С другой стороны – каждый прибор освещения будет проявлять заявленную изготовителем световую силу.
Чтобы подключить светодиодный светильник по параллельной цепочке от 220В, нужно выполнять следующий ряд действий:
- Выполнить установку всех осветительных приборов по ранее разработанной планировке.
- Подвести к первому фонарю провод от выключателя с фазой, затем от этого проводника подвести к следующему и т. д. – до последнего.
- Аналогичным образом от распределительной коробки нужно подключить нулевую жилу и, если есть, заземляющий проводник.
- Фаза к выключателю и ноль и земля к светильникам подводятся либо от распредмодуля, либо от электрощитка.
- Завершить монтажные процедуры, проверить правильность и надежность собранной электросхемы.
- Включить сеть 220В и проверить работоспособность установленных приборов.
Если в одном помещении существует несколько функциональных областей, устанавливать светодиодные светильники лучше группами. Для этого необходимо подключить их через двух- или трехклавишный выключатель.
Лучевой
Лучевое подключение – это частная разновидность параллельной системы. Чтобы подключить светодиодные светильники этим способом, необходимо в центр расположения приборов (например, когда они размещены по периметру зала) подвести кабель. Далее от распредмодуля к каждой люстре или их группе подводится провод с фазой, нулем и, если требуется, землей.
В начале главного кабеля устанавливается выключатель для управления группой светильников. Если планируется управлять каждой из них отдельно, схема существенно усложняется – добавляются проводники, выключатели. В случае, когда необходимо менять яркость, время и цвет, в систему также можно монтировать диммеры.