Автомобиль бьется током — 5 решений проблемы.

Главные причины ударов током от кузова машины

Существует несколько вариантов накопления заряда на самом водителе или на автомобиле. Сразу скажем, что популярная в сети версия о том, что заряд набирается от трения воздуха по кузову автомобиля, ложная. Эта теория гласит, что чем грязнее ваш автомобиль, тем больше статического заряда он набирает при поездке. Скорее всего, миф был придуман каким-то владельцев автомойки, поскольку степень загрязнения машины никак не влияет на набор статического заряда.

Реальные причины, которые могут вызвать накопление такого заряда и его последующую отдачу на ваши пальцы, достаточно просты. И устранить их также будет не сложно. Обычно владельцы автомобилей сталкиваются в данном случае со следующими проблемами:

Даже если чехлы в вашем автомобиле не синтетические, одежда выполнена из натуральных материалов, а система электросети машины полностью исправна, набор статического заряда возможен по прочим причинам. Даже вращение колес и контакт тормозных дисков с колодками создают определенный заряд. Так что необходимо позаботиться о том, чтобы автомобиль обладал определенным путем разрядки.

Оборудовать антистатиком необходимо любой автомобиль. Особенные требования к данному варианту защиты от накопления заряда стоят перед специализированной грузовой техникой, которая транспортирует взрывоопасные вещества. Но и гражданскому автомобилю такая защита не помешает.

Основные причины того, почему стиральная машинка-автомат бьет током

В настоящее время производители бытовой техники стараются делать свои изделия так, чтобы пользователю не приходилось думать о безопасной их эксплуатации. Токоведущие части имеют специальную изоляцию, двигатель и блок управления ни при каких обстоятельствах не касается корпуса. Но быт вносит свои коррективы, и иногда пользователи сталкиваются с совсем неординарными проблемами.

Итак, ваша стиральная машинка бьёт током, и вы не знаете что делать. Чтобы быстро и безопасно устранить разность потенциалов на корпусе стиральной машины, необходимо узнать основные причины появления напряжения:

  • Обрыв электропроводки и соприкосновение её с корпусом. Происходит редко, но всё же имеет место при постоянной работе бытового прибора. Один из проводов, из-за некачественного контакта или заводского брака, попадает на корпус (стиральная машина находится в состоянии вибраций, что может способствовать обрыву провода в месте контакта).
  • Эксплуатация стиральной машины в условиях избыточной влажности. Например, в ванной комнате, где её устанавливают многие пользователи из-за экономии места. Вода является одним из лучших проводников электрического тока, поэтому влажность или сырость оседают на корпусе и могут стать причиной ударов электричеством.
  • Пробой электродвигателя или нагревательного элемента на корпус. Особенно часто такое происходит с ТЭНом, который выполнен в виде спирали, упрятанной в металлический корпус. Пространство между спиралью и корпусом заполнено диэлектриком, при повреждении которого рабочее напряжение достигнет корпуса нагревательного элемента, а через воду, и на корпус стиральной машины.
  • Пробой на корпус блока управления. Блок управления обеспечивает различные режимы работы стиральной машины и состоит из большого количество радиодеталей, расположенных на плате. Плата изолируется от корпуса диэлектриком, при повреждении которого стиральная машина будет бить током.

Все вышеуказанные неприятности возможны, если стиральная машина не имеет заземления, ведь в таком случае на корпусе будет постоянного находиться рабочее напряжение. А если у вас ещё и нет устройства защитного отключения (УЗО), то возможны удары током при соприкосновении, которые могут привести к серьезным последствиям для здоровья.

Прикосновение к корпусу влажной (а в отдельных случаях и сухой) рукой начинают вызывать определенное «пощипывание» на кончиках ваших пальцев.

Вода является идеальным проводником электрического тока, а сама ванная комната имеет повышенную влажность, да и тем более стиральная машина часто наполнена водой. Именно по этой причине абсолютно любая утечка тока в тот же момент проявит себя.

В квартирах к современным ремонтом, конечно же, есть заземление во всех выключателях, розетках и прочем.

Но вот при СССР еще не было ГОСТов, поэтому в домах старой постройки и без нового ремонта заземления еще нет. И не только стиральные устройства, но и ваш холодильник, и прочие электроприборы могут легонько бить током, если у вас есть незаземленные розетки.

Это одна из самых распространенных причин, почему ваша стиральная машина бьет током.  Это может происходить и во время стирки, когда током будет бить корпус, или после стирки, т.е. во время выгрузки белья вы сможете почувствовать, что барабан тоже бьет током. Удары могут доходить и через фильтр-элемент, когда его извлекают для чистки.

Если вы чувствуете пощипывание  на своих конечностях, вы должны помнить, что напряжение менее 30В рука не почувствует никогда, а вот если удары вы уже начали чувствовать, то цифра уж в любом случае выше.

Главный вопрос – насколько именно?

Но это не решение проблемы по следующей причине: долгое эксплуатирование незаземленной техники чревато скорой смертью прибора и даже опасностью для вас и ваших близких.

Но что же делать? Если розетка не трехфазная, можете проверить – возможно, в щитке с электрическим питанием есть клемма для заземляющего шнура?

Тогда вам останется лишь смонтировать новые розетки, заменить проводку в доме на трехжильную. Если же в щитке это не предусмотрено, то остается лишь один вариант: установите в розетке УЗО на 10мА или 30 мА.

Категорически запрещено использовать в качестве заменителя заземления трубы водопровода или радиаторы для отопления.

Почему машина бьёт током

Здесь нет ничего сверхъестественного и всё можно объяснить законами физики. Происходит это из-за накопления заряда статического электричества, а оно образуется по причине электризации таких элементов:

  • кузова авто;
  • одежды;
  • чехлов или обшивки сидений.

Весной и летом автомобиль чаще бьётся током, так как электризация происходит интенсивнее при низкой влажности воздуха. Такой разряд хоть и не очень приятный, но для здорового человека абсолютно безопасен.

На кузове автомобиля статическое электричество скапливается от его трения о воздух. Обычно так случается во время движения, но бывает и на стоянке под воздействием ветра. Когда человек дотрагивается до кузова, например, закрывая дверь, заряды тела и кузова выравниваются и происходит удар током. Причиной тому могут быть и одежда или чехлы. Во время их трения также накапливается статический заряд и описанный процесс повторяется.

Ещё одна причина такой проблемы — неисправность автомобиля. При повреждении электропроводки провода могут оголяться и соприкасаться с металлическими частями кузова. Машина превращается в большой конденсатор и при прикосновении к её корпусу человек получает ощутимый удар током.

Искрение не вызывает повышенного напряжения, пока в цепь не включена индуктивность. Опасно, когда оголяются высоковольтные провода, обмотка катушки зажигания и реле.

Видео: почему авто бьёт током

Почему машина бьется током

При ударе током многие владельцы автомобиля обвиняют во всем  проводку. Спешим заверить вас, что дело вовсе не в ней, когда речь идет о болезненном, но вполне безопасном контакте с током. Виной тому – статическое электричество. 

Чтобы было понятнее, рассмотрим занимательный пример из курса школьной физики. Если разложить на столе мелкие кусочки бумаги, а затем приложить к ним ручку, предварительно натёртую (наэлектризованную) о волосы на голове, то листочки моментально «прилипнут» к стержню. Этот принцип реализуется и в салоне автомобиля, когда вы выходите. Только в случае транспорта «помощь» в выработке электричества оказывает, к примеру, чехол для кресла из синтетического материала. 

Иначе говоря, вы получаете заряд тока, постоянно соприкасаясь с сидением, а как только начинаете выходить из машины, получаете разряд (то самое неприятное ощущение), так как выступаете в роли заземлителя, когда ступаете на землю. 

А если удар током получен снаружи? Подобное часто случается при контакте с ручкой автомобиля. В таком случае источником проблемы тоже является статическое электричество – лишь немного отличаются условия. Потоки сухого воздуха (менее 85 % влажности) создают трение о кузов машины и таким образом электризуют её. Далее по уже привычной схеме: человек является проводником и ощущает на себе разряд тока. Также имеют место неисправности в проводке, вследствие которых кузову передаётся заряд от проводов.

Подобные разряды сами по себе не способны убить человека, однако последствия их влияния могут причинить достаточный ущерб. К примеру, водитель может потерять управление от испуга и неприятных ощущений. Более опасной является ситуация, когда образующиеся искры могут воспламенить автомобильное топливо

Поэтому проблеме статического электричества в машине стоит уделить внимание. Рассмотрим способы, которые подойдут для устранения описанной неприятности.

Машина бьется током, что делать?

Когда машина начитает бить током, человек ощущает не только болезненные ощущения, но и дрожь по участку тела, которая очень неприятна.Нет ни одного автолюбителя, который, выходя из машины, ни разу бы не получал небольшой, но чрезвычайно неприятный статический разряд.Через это проходят абсолютно все, и водителя и пассажиры. Некоторые с подобной ситуацией мирятся, другие ищут пути её решения.Предлагаем сегодня рассмотреть основные причины накопления статического тока на кузове автомобиля, а попросту, почему машина бьет током и как с этим бороться.Последствия этого явленияСразу скажем, человеку этот небольшой электрический «щелчок» особого ущерба не причиняет. Да, это немного больно, но совсем не смертельно.Другое дело, когда подобный разряд проскакивает в контакте с электрическими приборами автомобиля. Вывести их из строя статика вполне способна.

Еще страшнее, когда она возникает в районе лючка бензобака. Её искры способны воспламенить пары топлива без каких-либо проблем.Причины накопления статического зарядаПричин накопления статического разряда на кузове автомобиля несколько.Во-первых, он появляется в результате процесса трения кузова о воздушные потоки, особенно в сухой, теплый день. Помните школьный опыт на уроках физики, когда натирание эбонитовой палочки приводит к её электризации? Примерно так же обстоят дела и здесь. Корпус машины испытывает трение о мельчайшие частицы, летающие в воздухе, в результате чего на ней накапливается небольшой электроразряд.Во-вторых, статическое электричество может появляться на одежде человека. Происходит это по тем же самым причинам, только не из-за трения кузова о воздух, а по причине взаимодействия одежды членов экипажа с обивкой сидений. Выходя из машины человек «заземляется» и в результате касания рукой кузова авто получает неприятный «щелчок».Методы противодействияКакие методы противодействия статическому электричеству в автомобиле существуют?Первый способОсновным способом решить проблему, чтобы машины не била током или накопления напряженности металлической части машины, служит установка алюминиевых или графитовых полос с прорезиненной основой.

Одной своей частью они касаются кузова, а другой контактируют с землей. Здесь применяется принцип громоотвода, согласно которому накопленное электричество просто уходит в землю.Второй способОбязательно проверяйте, из какого материала выполнена обивка кресел. Если для этого применяются синтетические ткани или шерсть, то возникновение разрядов можно исключить, просто сняв чехлы.

Третий способНеплохо помогают в преодолении статики и специальные спреи. Вам потребуется обработать с помощью него поверхность обивки сидений, что сведет возникновение «статики» к минимуму.

Четвертый способОбязательно проводите влажную обработку и химчистку салона. Чем суше воздух внутри автомобиля, тем большее количество электричества будет накапливаться на вашей одежде.Влажная среда является более разреженной, а значит, наэлектризовываться вы будете в разы меньше.Пятый способИ, наконец, пятый способ избегания неприятного, пусть и незначительного удара статическим током очень прост: прежде чем выйти, коснитесь какой-либо металлической детали салона и только после этого открывайте дверь.Такой метод является решением, если вам некогда или просто лень применять другие способы.Дополнительные причиныОтдельным абзацем скажем, что если автомобиль продолжает бить вас током, не смотря на все указанные рекомендации, то вполне вероятна неисправность бортовой системы электрораспределения, а причиной разряда выступает вовсе не статика.Наиболее правильным путем выхода из такой ситуации будет обращение к профильным специалистам любой станции технического обслуживания. Самостоятельно устранить проблему будет под силу только тем автолюбителям, которые обладают специальным набором знаний.Подводим итогиПодводя итоги статьи, призовем не относиться к статическому разряду, исходящему от кузова, как к какой-то неприятной мелочи, все-таки когда машина бьет током, особенно детей, это не шутки.Ну а кроме болезненных ощущений, статический ток вполне способен нанести гораздо более значимый ущерб, вплоть до полномасштабного возгорания автомобиля.Как нужно выходить из машины, чтобы не удалило током — видео.источник материала www.avto-pulss.ru/sovet/684-mashina-bet-tokom.html

Как обезопасить себя от удара током

При выявлении проблемы нужно отключить прибор от сети. Если можно безопасно вытащить вилку из розетки, то стоит действовать так. Если нет, и пробивает сама вилка, необходимо обесточить розетку, выключив кнопку на распределительном щите. Минимизировать риски в эксплуатации помогут такие советы:

  • если в ванной слишком влажно, лучше переместить стиральную машину в более сухое помещение;
  • не стоит заземлять машину на водопроводные трубы, это опасно;
  • для более безопасной эксплуатации нужно вытягивать вилку из розетки, когда машина не работает;
  • подключать к сети стоит после завершения загрузки одежды в барабан и моющих средств;
  • стоит подложить на пол резиновый коврик, который снизит риски.

Пользоваться машиной, которая щиплет током, опасно. Она несет угрозу удара током, особенно для детей, животных, и людей с кардиостимуляторами.

Полезные статьи, новости и обзоры на нашем канале Яндекс Дзен

Подписаться

Советы для пассажиров, которых часто ударяет током в автомобиле

Если проблема имеет постоянный характер, то следует:

  • Носить нижнее белье только из натуральных тканей;
  • Исключить синтетику из своего гардероба;
  • Одежду ополаскивать в специальном кондиционере;
  • Использовать антистатические спреи;
  • При выходе из автомобиля, прежде, чем взяться за ручку двери, стоит дотронуться до любого металлического предмета. Заземление избавит от удара током.

Читайте:

6 самых дорогих внедорожников мира

Игнорировать тот факт, что автомобиль бьет током нельзя. Эта проблема может быть опасна для жизни водителя и пассажиров, которых он перевозит. Статика способна привести к возгоранию транспортного средства, спровоцировать аварийные ситуации.

Причины, по которым стиральная машина бьет током

Условно можно разделить на две категории: неисправности стиральной машины и причины, связанные с подключением машинки к электричеству. Среди электрических причин:

  • Некорректное подключение к электросети. Когда машинка включается в розетку без «земли» и/или УЗО либо в удлинитель без заземления.
  • Неисправность розетки или проводки. Например, из-за утечек тока, заземляющий проводник сильно нагревается и со временем его контакт в розетке или на щитке отгорает. В результате, получаем розетку без заземления.
  • Неисправность устройства защитного отключения (УЗО). Когда оно не срабатывает на большой ток утечки.

На практике при ремонтах на дому у клиента, когда стиральная машина бьёт током, мы почти всегда сталкиваемся с обеими группами причин одновременно – и некорректным подключением к электросети, и поломкой стиральной машины.

Бывают и исключения, когда причины лежат только в электрической плоскости, а сама стиральная машина исправна.

В таблице ниже представлены список наиболее распространённых поломок, которые в комбинации с некорректным подключением машинки к электричеству или неполадками в квартирной электрике, приводят к ситуации, когда стиральная машина щиплет током.

ПризнакиПоломкаРемонт или замена Стоимость* (только работа)
Корпус или барабан машинки бьёт током во время стирки. Может отсутствовать нагрев воды.

Вышел из строя ТЭН. Вероятнее всего, нагревательный элемент пробит, и ток уходит на барабан при включении ТЭНа на нагрев. Это самая частая неисправность, когда машинка бьет током.
Необходима замена ТЭНа.
от 1400 руб.
Корпус или барабан стиралки «кусается» током во время стирки, полоскания или отжима. Машинка может плохо крутить барабан или вовсе не вращать его.

Неисправность мотора. Из-за пробоя изоляции мотора ток при включении данной цепи (стирка, полоскание, отжим) частично идет на корпус или барабан СМ.
Требуется ремонт или замена мотора.

от 2000 руб.
Током бьется корпус, барабан, вода из крана, мокрый пол. При этом машинка может быть просто включена в розетку, а программа стирки не запущена.

В некоторых случаях стиралка не включается.

Поломка ФПС (фильтр помех, он же сетевой фильтр). При неисправности ФПС может происходить утечка на корпус стиральной машины.
Требуется замена ФПС.
от 1400 руб.

Выход из строя кнопки включения. Неисправная изоляция кнопки включения СМ может «пробивать» на корпус.
Необходимо провести ремонт или замену кнопки включения.
от 1000 руб.

Неисправность сетевого шнура и/или вилки. При повреждении или оплавлении изоляции вилка и шнур питания дают утечку тока на корпус, если с ним соприкасаются.
Шнур с вилкой идут в сборе и меняются целиком.
от 900 руб.

Щиплет током корпус, барабан, вода из крана, мокрый пол в ванной. При этом машинка-автомат может быть просто включена в розетку, а программа не запущена.

Повреждение проводки внутри стиральной машины. Из-за нарушения изоляции происходит утечка тока на корпус.
Требуется найти место повреждения и восстановить изоляцию. В некоторых случаях (при сильных повреждениях) производится полная замена шлейфа с проводами.
от 1500 руб.

*Указана стоимость только за работу мастера. Если для устранения неполадки требуются запасные части, они оплачиваются отдельно.

Приведенные выше поломки – самые частые. На деле утечка может произойти практически в любом узле СМ. На практике мастеров «РемБытТех» случались утечки в наливном клапане (стиральная машинка щипалась только при наборе воды), сливном насосе (СМА билась при сливе) и еще некоторые другие экзотические случаи. Учитывая тот факт, что «пробивать» током может практически где угодно, доверять диагностику и ремонт стоит только профессионалам.

Способы защиты

Так как на практике невозможно полностью исключить все факторы нарушения изоляции и перехода потенциала на корпус устройства, гораздо проще обезопасить себя и близких посредством установки дополнительных средств.

Заземление

Согласно требований п.1.7.51 ПУЭ все, подключаемые к сети электрические приборы, должны иметь защитное заземление корпуса. Такое заземление имеет отдельный вывод, как на вилке самого прибора, так и на штепсельной розетке. Все современные стиральные машины комплектуются таким заземлением с завода. А если подключить к заземляющему проводу помимо стиральной машины и другие металлические элементы, окружающие ее, можно создать систему уравнивания потенциалов.

Рисунок 2: что подключается к системе уравнивания потенциалов

Единственным камнем преткновения для обеспечения защитного заземления бытовым потребителям в квартире является отсутствие защитного провода в общей системе всего дома. Старые советские постройки действительно проектировались без них, но их постепенно переводят на более безопасные. Куда проще ситуация обстоит для владельцев частных домов, так как в своем доме всегда можно самостоятельно установить контур заземления и подвести заземление к распределительному щитку.

Для подключения заземления, на этапе прокладки проводки, необходимо установить дополнительный защитный провод от электрического щитка до каждой розетки. Это позволит снять потенциал с корпуса устройства и перенаправить его на землю. Поэтому вместо того, чтобы накапливаться на корпусе стиралки, он будет перетекать на землю по электрической цепи, созданной защитным заземлением.

В случае если это ток естественного происхождения, обусловленный несовершенством внутренней изоляции стиральной машины, опасности для человека он не представляет, так как его величина достаточно мала. Если же ток утечки с корпуса превышает опасные для человека 10мА, то стоит исключить возможность поражения и установить УЗО в цепь заземляющего провода.

Установка УЗО

В отличии от стандартных бытовых потребителей (чайников, пылесосов и холодильников), стиральная машина располагается в особо опасном помещении, где присутствует повышенная влажность и токопроводящие конструкции. Из-за чего использовать в качестве защитных устройств только автоматы небезопасно. Стандартный автомат предназначен для реагирования на значительное увеличение тока, которое возможно при коротком замыкании. А в случае, когда стиральная машина бьет током, ампераж для отключения автомата защиты оказывается недостаточным.

Рисунок 3: подключение стиральной машины через УЗО

Решить проблему помогает установка УЗО в цепь питания стиральной машины, реагирующего на ток в заземляющем проводнике, его установка регламентируется п.7.1.48 ПУЭ. Для защиты стиральной машины подойдут модели с током отсечки 30 и 10мА. Второй вариант является наиболее безопасным, поскольку отключит прибор при наименьших признаках аварии. УЗО на 30мА подойдет для ситуаций, когда стиральная машинка достаточно старая или работает в достаточно влажном помещении, из-за чего ее нормальное рабочее состояние превышает порог срабатывания более чувствительной защиты.

Диагностика неисправности

Подтвердить утечку тока на корпус можно, используя мегомметр – измерив величину сопротивления изоляции электрической цепи холодильника. Прежде чем приступить к замерам, следует отключить прибор от розетки, проверить целостность изоляции электропроводки, протереть изоляторы проходных контактов, расположенные на кожухе мотор-компрессора и зафиксировать рукоять терморегулятора в любом рабочем положении.

Обнаружить место утечки тока, можно, если присоединить провод прибора от зажима «земля» к корпусу холодильника, при помощи какого-либо болта либо винта. Перед замерами необходимо зачистить краску в месте фиксации болта. Провод мегомметра от зажима «линия», следует соединить с соответствующим проводом холодильника.

В первую очередь проверяется сопротивление изоляции на всей электропроводке прибора – начать можно с питающего шнура. Для этого следует провод мегомметра от зажима «линия» поочередно присоединять к каждому из штырьков вилки. Если прибор указывает на недостаточное сопротивление изоляции, место протечки тока можно будет легко найти. Для этого следует в последовательном порядке отсоединять проводки холодильника либо морозильной камеры, а затем его электрических деталей – электропатрона, терморегулятора, реле и т. д.

Проверить, есть ли замыкание на корпус с обмоток статора электромотора можно, присоединив провод мегомметра к любому из проходных контактов.

Устранение неисправности

Ни в коем случае нельзя медлить с ремонтом холодильника, пропускающего ток, особенно это касается семей, в которых присутствуют маленькие дети.

На некоторое время забыть о подобной неисправности поможет небольшая хитрость – штепсельную вилку в розетке следует повернуть на 180 градусов. За счет этого поменяется полярность холодильника, и некоторое время он перестанет пропускать ток. Стоит учитывать, что это только временная мера.

Деталь либо проводка, которая пропускает электрический ток, в обязательном порядке нуждается в замене. Если нет возможности заменить поврежденный участок, в крайнем случае, место пробоя необходимо тщательно изолировать.

Иногда холодильник может накапливать статическое электричество, в таком случае следует позаботиться о его заземлении.

Протечка тока не является серьезной поломкой, но нуждается в немедленном ремонте. В мастерской смогут вернуть к жизни холодильник любой марки – Siemens, Ardo и многих других. Если изолировать проводку можно попытаться самостоятельно, то устранение повреждений обмотки статора лучше доверить профессионалам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий