Почему вам должно быть небезразлично
Но я использую автоматический баланс белого
Автоматический баланс белого – великолепная функция для обычный съёмки, когда вы делаете
несколько фотографий в разнообразной среде.
Слева – автоматический баланс белого. Здесь, в дополнение к тому, что комната освещена люминесцентными лампами, из-за фанеры и оранжевой стены камера слишком сильно компенсирует цвета, забирая всю насыщенность и тепло. Справа я установил в настройках 3600 K.
Вы замучаетесь с автоматическим балансом белого, если вам нужно получить одинаковые цвета на большом количестве разных фотографий. Также он часто слишком сильно охлаждает тон кожи и делает людей похожими на мертвецов. Если вы снимаете в люминесцентном свете, он перекашивает цвета в сторону неонового оранжевого или ещё хуже, слишком сильно компенсирует их, забирая весь цвет из комнаты. Если вы сталкивались с такими проблемами или если вы просто хотите сохранить время на обработке фотографий, устанавливайте цветовую температуру сами.
Но я использую баланс белого для люминесцентных ламп или дневного света
Цветовая температура по умолчанию (или настройки баланса белого) на вашей камере определённо
хороши для начала. Проблемы начинаются тогда, когда вам нравится, как что-то выглядит, но вы не
можете добиться нужного изображения ни с одной из этих настроек. Давайте посмотрим на это на примере. Вот типичная ситуация: фотография человека с дневным светом снаружи и люминесцентным светом внутри.
Автоматический баланс? Ничего даже близко к этому. Баланс белого для дневного света так же плох, как и автоматический баланс белого. Видите, как он делает человека оранжевым? Потому как известно, что тень и облачность сделают фотографию только теплее, эти настройки мы тоже не учитываем. Следующие варианты на камере – люминесцентный свет, но вы помните, что этот тип освещения не применим к чёрным телам? Так как камера компенсирует для несуществующего зелёного света, фотография выглядит пурпурной. В этой комнате люминесцентный свет слишком сильно компенсирован, превратив её в синюю, потому что дневного света больше, чем люминесцентного. У нас есть победитель. На этой фотографии настройки установлены на 3300 K. Нейтральные оттенки кожи, теплее, чем люминесцентный свет, и холоднее, чем дневной – идеально для этой фотографии.
Но я снимаю в RAW, поэтому всё это не имеет значения
Подумайте ещё раз. Да, съёмка в RAW даёт удивительно гибкость, но думали ли вы, что, помимо того, что фотографии должно хорошо выглядеть на месте, ваш выбор баланса белого может повлиять на вашу экспозицию? Давайте посмотрим на примере. Это свадебная фотография моей сестры.
Сестра автора
Это простое фото с нейтральный цветовой температурой. Давайте сделаем такое же фото, но с другим балансом белого, и посмотрим, что получится. Если слева вы не видите, как изменилась экспозиция, справа – та же фотография в чёрно-белом цвете, что я сделал, нажав CTRL+SHIFT+U в “Photoshop” (CMD+SHIFT+U на Mac).
Недостаточно, чтобы изменить ваше мнение? Поверьте мне, это важно. Съёмка в RAW не должна быть костылём, который будет спасать вас от плохих фотографий, она должна быть инструментом, который будет сделать хорошие фотографии ещё лучше.
Какой свет лучше: теплый или холодный
Лампы холодного и теплого света
Свет принято разделять на теплый и холодный. Теплый лучше всего подходит для вечера, в дневное же время наиболее естественен холодный свет. Играя важную роль в формировании циркадных ритмов человека, теплый свет помогает нам расслабиться, забыть о дневных заботах и подготовиться ко сну.
Холодный же, наоборот, держит нас в тонусе, заставляет быть бодрее и энергичнее. Но и холодный, и теплый свет могут нарушить работу наших внутренних часов, застав нас в неподходящее время.
Цвет света выражается в цветовой температуре (измеряемой в кельвинах), равной температуре абсолютно черного тела, при которой оно испускает излучение такого же цвета. Вас может смутить, что теплому свету соответствует низкая температура, а холодному – более высокая, но, к сожалению, это именно так.
Так, свет с цветовой температурой 2700-3000 K называется теплым, имеет желтоватый оттенок и является типичным для ламп накаливания. Как видно из их названия, светятся они за счет раскаленной вольфрамовой спирали, фактическая температура которой напрямую связана с температурой цвета.
Люминесцентные лампы бывают как мягкого белого света с температурой 3000 K, так и с холодным светом – от 4000 до 6500 К.
Во время восхода и заката солнечный свет чуть теплее, чем свет лампы накаливания – около 1800 К, в полдень в ясную погоду – 6500 К. Именно поэтому теплый свет от искусственных источников ассоциируются у нас с вечером, а холодный – с ярким солнечным днем.
Стоит заметить, в пасмурный день рассеянный солнечный свет может достигать температуры 10000 К, что наряду с отсутствием видимых теней действует на человека угнетающе. К счастью, лампы с такими характеристиками практически не встречаются (разве что у фотографов).
От Луны по ночам исходит голубоватый холодный свет с температурой 4100 K. Свет пламени спички или свечи обычно имеет температуру в диапазоне 1700-1900 K.
При теплом освещении мы воспринимаем цвета предметов, как правило, немного не так, как при обычном дневном. Лампа накаливания, например, усиливает теплые тона, и приглушает холодные.
На это стоит обратить внимание при покупке мебели и деталей интерьера. Во избежание неприятных сюрпризов их следует выбирать при освещении, максимально приближенном к имеющемуся у вас в квартире
Также помните, что на цвет могут влиять не только характеристики самой лампы, но и абажуры, плафоны и прочие рассеиватели.
С возрастом хрусталики в наших глазах могут немного желтеть, поэтому мы начинаем видеть все в более теплых тонах. Добавление холодного света в освещение может помочь в такой ситуации.
Теплый или мягкий белый свет отлично подходит для создания ощущения уюта в жилых пространствах, где мы хотим чувствовать себя расслабленно и комфортно. Избыток теплого света на рабочем месте может влиять на вас усыпляюще и мешать сосредотачиваться на нужных задачах. Именно поэтому в офисных помещениях обычно преобладают светильники с холодным светом.
Тёплый свет в Кельвинах
Теплый свет расслабляет и создает атмосферу уюта. Теплый белый: цветовая температура ниже 3500 K. Лучше выбирать именно нужное значение цветовой температуры в Кельвинах, так как у разных производителей понятия «теплый» могут различаться.
Какую выбрать цветовую температуру
При выборе лампочек температура свечения будет характеристикой, которая должна обязательно учитываться. Чтобы разобраться, какие лампы куда покупать, нужно изучить их основные места использования и то, как свет влияет на человека.
Теплый свет
К теплому свету человек привык еще с времен открытия ламп накаливания. Да и огненные источники света всегда были теплыми как в прямом, так и в переносном смысле.
Влияние на человека:
- расслабленность;
- спокойствие;
- чувство безопасности.
Сравнение теплых и холодных ламп в одном помещении дома.
Используются в жилых помещениях, особенно в спальне, гостиной, детской. Также они используются в заведениях общественного питания, театрах, детских садах. А вот где их применять точно не стоит – офисы и промышленность, атмосфера расслабленности снизит эффективность работников.
Нейтральный свет
На функциональность света влияет еще индивидуальное восприятие человека. Не все любят теплые лампы даже в своем доме. Как показывают исследования, оптимальным вариантом являются лампы из нижнего предела нейтрального света (3500-4000 К).
Влияние на человека:
- постоянная активность;
- чувство доверия.
Именно активность, которая сохраняется длительное время (а не краткосрочная как у холодного света), делает нейтральный свет популярным в офисах и на некоторых производствах. Человек весь день будет выполнять свою работу и относиться к ней серьезно.
В офисах для дневного света применяют нейтральные светодиоды.
Еще нейтральный свет вызывает доверие. В сфере услуг (парикмахерские, массажные салоны, салоны красоты) применяют в основном нейтральные светодиодные лампы. В жилых домах такой свет могут использовать практически в любой комнате, но чаще всего в местах технического назначения – гардероб, ванная, подвал.
Холодный свет
Еще можно встретить название – «температура полного спектра». Характеризуется максимальной яркостью и холодным белым светом, который даже переходит в синий.
Влияние на человека:
- сконцентрированность;
- чувство стерильности.
Такой свет не совсем приятный для глаз, и он точно не используется в спальне, гостиной или другой жилой комнате. Но есть у него свои плюсы, например, концентрирация делает холодный свет основным для производственных цехов, где люди работают со сложным оборудованием.
Промышленное освещение складов в белов цвете увеличивает фокусировку.
Еще холодный бело-голубой свет всегда вызывает чувство стерильности. Именно поэтому его используют в больницах, местах хранения пищевых продуктов, бассейнах, ванных комнатах.
Творческое применение
Давайте посмотрим на кадр из сделанного мной музыкального видео. Запомните, это музыкальное
видео. У вас будет та же гибкость с футажом, как и с фотографией в .jpeg. У нас нет возможности
изменить его с помощью последующей обработки, какая есть при работе с RAW. Там есть страсть и напор, которые исходят от блестящего оранжевого света. Как мы этого добились? Простым объяснением могло бы быть “мы установили много световых приборов с оранжевыми фильтрами”, но это было бы слишком легко. У нас не было достаточного количества оранжевых световых фильтров, чтобы перекрыть весь свет на съёмке. Мне не хотелось головной боли при обработке футажа с разными цветовыми температурами, поэтому я оставил голый свет. Мы использовали базовые круглые лампы для сцены в 3200 K. В другой части музыкального видео показаны порванные мышцы, сексуальная красная машина и танец с огнём. Сценам с инструментами нужен был тот же напряженный и жаркий вид. Если бы я хотел что-то “нейтральное”, я бы установил свою камеру на 3200 K. Вместо этого я установил максимально высокую температуру в 10000 K.
Вот снимок с “подходящей” цветовой температурой.
Автоматический баланс белого
Вот снимок с использованием одной из настроек цвета камеры по умолчанию:
Вот тот же снимок с цветовой температурой, установленной на 10000 K:
Невероятно, правда?! Я не изменял никакие другие настройки в “Photoshop”, кроме цветовой температуры
Я вам говорил, что изменится экспозиция – это важно.
Цветопередача. Индекс цветопередачи.
Это относительная величина, определяющая, насколько естественно передаются цвета предметов в свете той или иной лампы.
Цветопередающие свойства ламп зависят от характера спектра их излучения. Индекс цветопередачи (Ra) эталонного источника света (т.е. идеально передающего цвет предметов) принят за 100.
Чем ниже этот индекс у лампы, тем хуже ее цветопередающие свойства. Комфортный для человеческого зрения диапазон цветопередачи составляет 80-100Ra.
Например у традиционной лампы накаливания индекс цветопередачи составляет 80Ra, при цветовой температуре в 2700К.
Если говорить о светодиодных лампах, то они обладают исключительно высоким индексом цветопредачи, который составляет 85-90 Ra.
Индекс цветопередачи – мера соответствия зрительного восприятия цветного объекта, освещенного исследуемым и стандартным источниками света при определенных условиях наблюдения. Объективной характеристикой здесь является значение индекса цветопередачи Ra, максимально возможное значение которого равно 100. Чем больше индекс, тем точнее будет восприятие цветов. Проводить сравнения различных источников по величине Ra лучше при близких цветовых температурах.
На практике обычно пользуются тремя категориями цветопередачи
Ra между 90 и 100.
Прекрасные цветопередающие свойства. Область применения: в основном там, где важна точная оценка цвета.
Ra между 80 и 90.
Хорошие цветопередающие свойства. Области применения: там, где точная оценка не является приоритетной задачей, но хорошая цветопередача все же важна.
Ra ниже 80.
Цветопередающие свойства от удовлетворительных до плохих. Области применения: там, где цветопередача не важна.
Максимальное значение коэффициента Ra составляет 100 (это значение принимается для солнечного света, а также для большинства ламп накаливания).
Характеристика цветопередачи лампы описывает, насколько натурально выглядят окружающие нас предметы в свете этой лампы. Выражением этого является общий индекс цветопередачи Ra. Для определения величины Ra, из окружающей среды выбирают 8 тестовых цветов, которые освещаются тестируемой лампой, а затем стандартной лампой, имеющей такую же цветовую температуру (от температуры “черного тела” до дневной). Чем меньше разница в цветопередаче между тестовыми цветами, тем лучше цветопередача исследуемой лампы. Максимальное значение Ra составляет 100 (как среднее для 8-ми тестовых цветов).
В зависимости от места установки лампы и выполняемой ими задачи искусственный свет должен обеспечивать возможность наиболее лучшего восприятия цвета (как при естественном дневном свете). Данная возможность определяется характеристиками цветопередачи источника света, которые выражаются с помощью общего индекса цветопередачи Ra.
Коэффициент цветопередачи отражает уровень соответствия естественного цвета тела с видимым цветом этого тела при освещении его эталонным источником света
Для сравнения с рассмотренными источниками света фиксируется сдвиг цвета с помощью 8 (или 14) указанных в DIN 6169 стандартных эталонных цветов, который наблюдается при направлении света тестируемого или эталонного источника света на эти эталонные цвета. Чем меньше отклонение цвета излучаемого тестируемой лампой света от эталонных цветов, тем лучше характеристики цветопередачи этой лампы. Источник света с показателем цветопередачи Ra = 100 излучает свет, оптимально отражающий все цвета, как свет эталонного источника света. Чем ниже значения Ra, тем хуже передаются цвета освещаемого объекта.
Характеристика цветопередачи | Степень цветопередачи | Коэффициент светопередачи | Примеры ламп |
очень хорошо | 1A | > 90 | Галогенные лампы; |
хорошо | 1B | 80 – 89 | Люминесцентные лампы LUMILUX; |
хорошо | 2A | 70 – 79 | Стандартные люминесцентные лампы 10 и 25 |
хорошо | 2B | 60 – 69 | Стандартные люминесцентные лампы 30 |
достаточно | 3 | 40 – 59 | HQL |
недостаточно | 4 | > 39 | Натриевые газоразрядные лампы высокого и низкого давления |
Тестируемые цвета:
R1 | Цвет увядшей розы |
R2 | Горчичный |
R3 | Салатовый |
R4 | Светло-зеленый |
R5 | Бирюзовый |
R6 | Небесно-голубой |
R7 | Цвет фиолетовой астры |
R8 | Сиреневый |
Дополнительные тестируемые цвета с насыщенными красками:
R9 | Красный R12 Синий |
R10 | Желтый R13 Цвет кожи |
R11 | Зеленый R14 Цвет зеленого листа |
R12 | Синий |
R13 | Цвет кожи |
R14 | Цвет зеленого листа |
Спектр света и его влияние
Максимальное значение CRI=100. Именно такой коэффициент у солнечного света. У искусственных светильников чем он выше, тем лучше.
Конечно здорово иметь светодиодную экономную лампочку на 100% имитирующую солнце. Но во-первых, это технически трудно реализуемо, во-вторых неоправданно дорого.
При этом не стоит путать такие понятия, как «цветовая температура» и «индекс цветопередачи». Это разные вещи.
Например два светильника могут одновременно иметь одну и ту же температуру, но передавать цвета при этом будут совершенно по-разному.
Перед тем, как непосредственно перейти к индексу и его методам расчета, стоит напомнить что такое спектральный состав излучения. Ведь это как раз таки напрямую влияет на CRI.
Так вот, любой свет имеет в своем составе сразу несколько цветов. А все что нас окружает, поглощает или отражает эти цвета.
При этом предметы или растения которые кажутся зелеными, потому и обладают данной расцветкой, так как именно зеленый они и отражают. Все остальные цвета на их поверхности в этом случае поглощаются.
Хотя по большей части, цвет формируется именно в нашей голове. Это некое ощущение. Каждый кто «получал в глаз», это может подтвердить
Предметы имеющие черный цвет, поглощают практически все падающее на них излучение. Вот и получается, что если в источнике света или лампочке изначально не будет какого-то цвета, то соответственно и отражаться будет нечему.
Поэтому ярко-красное платье при солнечном излучении, в котором вы были неотразимы, под искусственным светом софитов в клубе или ресторане, таковым может уже и не являться.
Строительство единицы Кельвина и последствия
С 1954 по 2019 год, единица температуры Международной системы и ее производных единиц, определяемых международной конвенцией, основаны на термодинамической температуре от тройной точки воды, TH 2 OТ= 273,16 К :
- кельвин (K):
- происхождение: K = абсолютный ноль ,
- значение : ТH 2 OТ273,16 (доля 1273,16термодинамическая температура тройной точки воды );
- градус Цельсия (° C):
- значение: идентично кельвину (т.е. разница температур имеет одинаковое значение в градусах Цельсия и в кельвинах),
- Происхождение: ° С = 273,15 К . Следовательно, тройная точка воды составляет точно 0,01 ° C. Температура плавления льда при атмосферном давлении составляет примерно ° C.
Таким образом, дробь 1 ⁄ 273,16 обусловлена выбором тройной точки воды в качестве точки отсчета и желанием определить единицу измерения температуры, которая позволяет находить обычные температурные интервалы, связанные со старыми температурными шкалами. Хотя нынешнее официальное определение градуса Цельсия основано на кельвине, последний был установлен позже.
Исторически в качестве опорных точек для построения температурных шкал выбирались температура замерзания воды, определяющая ноль, и температура кипения, фиксированная на уровне 100. Таким образом, эти две точки определяли шкалу Цельсия, шаг которой составляет одну сотую разницы температур между эти два момента. Эту температурную шкалу долгое время путали со шкалой Цельсия.
Понятие термодинамической температуры и неявно понятие абсолютной температуры вводит понятие абсолютного нуля, делая ссылку на две точки ненужной. Достаточно одной фиксированной точки отсчета. Тройная точка воды, то есть условия, в которых сосуществуют три состояния воды (жидкое, твердое и газообразное), является точкой неизменной температуры и давления ( нулевой разброс ). Следовательно, он представляет собой фундаментальную фиксированную точку отсчета, более стабильную, чем, например, температура замерзания, которая зависит от многих параметров и может опускаться до -38 ° C для чистой переохлажденной воды .
После того, как эта контрольная точка принята, остается определить интервал в один кельвин, который фиксируется следующим образом: Кельвин – это часть 1 ⁄ 273,16 термодинамической температуры тройной точки воды .
Это, в свою очередь, становится эталоном для определения градуса Цельсия. В результате этой реформы последняя понижается до статуса единицы, производной от Международной системы : единица измерения температуры Цельсий по определению равна единице температуры Кельвин, причем любой температурный интервал имеет одинаковое числовое значение в двух единицы измерения.
Тем не менее, из – за это устройство отбора, точка кипения воды при нормальном атмосферном давлении не зафиксирована на уровне 100 ° C, но при 99.9839 ° C . Тем не менее, этот выбор приводит к очень малым зазором со значением 100, он сохраняет текущие определения морозильных точек и кипения воды при атмосферном давлении: около ° C до примерно 100 ° C .
Строго говоря, только устаревшая шкала Цельсия по-прежнему присваивает точное значение 100 температуре этой точки кипения.
В году определение было уточнено путем уточнения изотопного состава воды, для которой использована тройная точка:
- 0,000 155 76 моль 2 H на моль 1 H ;
- 0,000 379 9 моль 17 О на моль 16 О;
- 0,002,005 2 моль 18 O на моль 16 O.
Этот состав является составом справочного материала Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), известного как « Венское стандартное среднее значение океанской воды » (VSMOW, англ. Vienna Standard Mean Ocean Water ), чем рекомендовано Международным союзом чистой и прикладной воды. Химия (ИЮПАК).
В 2018 году было решено переопределить единицы международной системы .
От 20 мая 2019 г.,После работы Международного комитета мер и весов определение кельвина коренным образом меняется. Вместо того, чтобы полагаться на изменения в состоянии воды для определения масштаба, новое определение полагается на эквивалентную энергию, заданную уравнением Больцмана .
- Новое определение
- Значение кельвина K определяется путем фиксации числового значения постоянной Больцмана равным 1,380 649 × 10 -23 Дж · К -1 (или с- 2 м 2 кг · К -1 ).
Кельвин, таким образом, термодинамическое изменение температуры в результате изменения в тепловой энергии из
, или единиц действия, ч в секунду .
kТ{\ displaystyle kT}1,380649×10-23J{\ displaystyle 1,380 \, 649 \ times 10 ^ {- 23} \ mathrm {J}}1,380649×10-236,62607015×10-34{\ displaystyle {\ frac {1,380 \, 649 \ times 10 ^ {- 23}} {6,626 \, 070 \, 15 \ times 10 ^ {- 34}}}}
Несколько
10 с.ш. | Единица с префиксом | Символ | Число |
---|---|---|---|
10 24 | йоттакельвин | YK | Квадриллион |
10 21 | Зеттакельвин | ZK | Триллиард |
10 18 | Exakelvin | EK | Триллион |
10 15 | Петакельвин | ПК | Бильярд |
10 12 | теракельвин | ТЗ | Триллион |
10 9 | гигакельвин | GK | Миллиард |
10 6 | мега-вино | МК | Миллион |
10 3 | килокельвин | kK | Тысяча |
10 2 | гектокельвин | гонконгский | Сотня |
10 1 | декакельвин | daK | Десять |
10 | кельвин | K | А |
10 -1 | децикельвин | dK | Десятый |
10 -2 | сантикельвин | cK | Сотый |
10 −3 | милликельвин | мК | Тысячная |
10 -6 | микрокельвин | мкК | Миллионный |
10 -9 | нанокельвин | нК | Миллиардный |
10 -12 | пикокельвин | pK | Миллиардный |
10 -15 | фемтокельвин | fK | Бильярд |
10 -18 | Аттокельвин | ак | Триллионный |
10 -21 | цептокельвин | zK | Триллиардс |
10 -24 | Йоктокельвин | yK | Квадриллионная |
Диапазоны цветовой температуры для ламп. Маркировка цвета свечения.
Для разных типов ламп диапазон цветовой температуры будет различаться.
Типы ламп | Диапазон ЦТ,К |
Лампы накаливания и галогеновые | 2700-3500 |
Дуговые ртутные | 3800-5000 |
Натриевая лампа высокого давления | Не более 2200 |
2500-20000 | |
2700-6500 | |
2700-6500 | |
2200-7000 |
Точный цвет света зависит от вида и мощности лампы. Например, двухсотваттная лампа накаливания имеет цветность равную 3000 К, хотя в целом разброс цветности невелик.
Наибольший диапазон ЦТ у светодиодных источников света. Разнообразие связано с их конструкцией: для изготовления светодиодов используются разные материалы. Свет даже одинаковых led различается в зависимости от производителя. Для точной индексации температуры свечения разработан стандарт ANSI C78.377A. Цветовое свечение светодиодных ламп разбивается на 8 классов:
- 2725±145 (К);
- 3045±175 (К);
- 3465±245 (К);
- 3985±275 (К);
- 4503±243 (К);
- 5028±283 (К);
- 5665±355 (К);
- 6530±510 (К).
Даже в рамках одного класса свечение у разных лампочек различается. Производители придумали разбивать классы на подклассы (бины). Унификации пока не достигнуто: каждый изготовитель предлагает свою линейку цветовых температур. Поэтому лучше в один светильник вставлять лампочки одной фирмы. Иначе будут расхождения в цвете свечения.
На упаковке led-ламп кроме значения цветовой температуры указывается подгруппа цветности.
Маркировка | Расшифровка | Примерный свет |
WW (warm write) | Теплый белый, 2700-3300 К. | |
NW (neutral write) | Нейтральный белый, 3300 – 5000 К. | |
CW (cool write) | Холодный белый, свыше 5000 К |
Маркировка люминесцентных ламп по цветовой температуре.
Российский ГОСТ выделяет пять разновидностей цвета. Они обозначаются буквами.
- ТБ – тепло-белый (2700-3000 К);
- Б – белый (3500 К);
- Е – естественный (5000 К);
- ХБ – холодно-белый (4200 К);
- Д – дневной (6000-6500 К).
Например, лампа ЛБ65 белого цвета. В последнее время российские производители наносят маркировку по международным правилам.
Зарубежные производители не маркируют по единому стандарту. Каждый изготовитель наносит свой шифр. ЦТ указывается цифровым кодом. Код у каждого производителя свой. Их расшифровку стоит спросить у продавца или посмотреть в технической документации.
Чаще всего ЦТ маркируют последними двумя цифрами кода. Их умножают на 100 для получения значения в Кельвинах.
Пример маркировки ЛЛ.
На лампе написано: L18W/840. Последние две цифры: 40. Значит, цветовая температура источника света: 40*100 = 4000 (К).
Часто европейские производители перед цифрами, обозначающими цветовую температуру, указывают слово Color/EW. (Например, Т8 w8 FS G13 RS 220 В. G Color/742. Цветовая температура составит: 42*100 = 4200 (К)).
Первая цифра трехзначного кода указывает на индекс цветопередачи (Ra/CRL). Это характеристика показывает, насколько реалистично передаются цвета при данном освещении. Индекс цветопередачи измеряется в процентах. Чем выше, тем лучше. Шифруется первая цифра: например, 7 означает, что Ra = 70-79%. В зависимости от индекса цветопередачи свечение воспринимается по-разному.
Иногда в маркировке ЦТ указывается полностью: SPM-15-27-3500-55. В данном случае температура свечения составит 3500 К.
Свечение люминесцентных ламп.
Важность и подбор правильного светового оттенка
Научно доказано, что оттенок света влияет на психологическое воздействие пространства и способен значительно изменить восприятие внешнего вида освещаемых предметов. И также доказано, что правильный выбор световой температуры может благоприятно повлиять на поведение человека. Например, в ювелирном магазине хорошо подобранный оттенок подсветки витрины подчеркивает красоту товара и способствует продажам.
с
- тёплого свечения 2700–3500°K;
- нейтрального свечения 3500–5300°K;
- холодного свечения 5300–6800°K.
Нейтральный свет применяется в освещении производственных помещений и офисов. Светодиодные лампы с Tс=4000-4500°K способствуют повышению работоспособности, что доказано практическими исследованиями. Дальнейшее увеличение цветовой температуры с переходом в область холодного приводит к резкой утомляемости и нервному перенапряжению. В рамках квартиры светодиодным лампам нейтрального света также найдётся применение:
- в качестве основного освещения ванной комнаты;
- в настольных светильниках, предназначенных для подсветки рабочего места учащихся;
- на кухне в месте приготовления пищи.
Светодиодные лампы с Tс более 5300°K можно устанавливать только в нежилых помещениях и на рабочих местах, где кратковременно требуется высокая концентрация внимания. Кроме этого их эффективно используют в аварийном освещении.
В заключение еще раз стоит отметить, что цветовая температура светодиодных ламп является важной характеристикой, для подбора которой существует множество таблиц. Но выбирать светодиодную лампу только по параметру светового оттенка однозначно не стоит
Правильный выбор возможен только с учетом всех технических особенностей.
Прочие температурные шкалы
Различные весы используются для измерения на температуру : масштаб Ньютона (установленный 1700), Romer (1701), F (1724), Реомюр (1731) Делиль (1738) по Цельсию (из C ) (1742), Ренкина (1859 г.), Кельвина ( 1848), Лейден (ок. 1894?), Цельсий (1948).
Температура | кельвин | Цельсия | по Цельсию (исторический) | Оригинальный Фаренгейт | Исторический Фаренгейт | Современные (текущие) Фаренгейты | Ренкин | Delisle | Ньютон | Реомюр | Рёмер |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Абсолютный ноль . | -273,15 | −273,197 | -459,67 | 559 725 | -90,14 | −218,52 | -135,90 | ||||
Самая низкая естественная температура, зарегистрированная дистанционным зондированием на поверхности Земли (не на месте ). | 180,0 | -93,2 | -135,8 | 323,9 | 289,8 | −30,8 | −74,6 | -41,4 | |||
Смесь вода / соль Фаренгейта . | |||||||||||
Происхождение современной шкалы Цельсия. | 273,15 | 32 | 491,67 | 150 | 7,5 | ||||||
Температура плавления воды (при нормальном давлении ). | 273 150 089 (10) | 0,000 089 (10) | 32 | 32 | 32 000 160 (18) | 491 670 160 (18) | ≈ 150 | ≈ 0 | ≈ 0 | ≈ 7,5 | |
Температура тройной точки из воды . | 273,1600 (1) | 0,0100 (1) | 32,0180 (18) | ||||||||
Средняя температура у поверхности Земли. | 288 | 15 | 59 | 518,67 | 127,5 | 4,95 | 12 | 15,375 | |||
Средняя температура тела человека. | 309,95 | 36,8 | 98,24 | 557,91 | 94,8 | 12 144 | 29,44 | 26,82 | |||
Самая высокая естественная температура, зарегистрированная на поверхности Земли. | 329,8 | 56,7 | 134 | 593,67 | 67,5 | 18,7 | 45,3 | 33,94 | |||
Температура парообразования (при стандартном давлении ). | 373 133 9 | 99,983 9 | 100 | ≈ 212 | 212 | 211 971 | 671 641 | 33 | 80 | 60 | |
Температура плавления из титана . | 1,941 | 1,668 | 3 034 | 3 494 | −2 352 | 550 | 1334 | 883 | |||
Расчетная температура поверхности Солнца . | 5 800 | 5 526 | 9 980 | 10 440 | −8 140 | 1823 | 4 421 | 2 909 | |||
|